Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
37 Крещение саамов По духовным росписям, число лопарей в Ловозерском погосте на 1863 год составляло 216 мужчин и 217 женщин. Христианизация саамов Кольского полуострова происходила с XVI века, что послужило сближению их с культурой русского народа. Стали возни кать смешанные браки, складываться родственные отношения. В трудную пору и неурожайные годы саамы все чаще обращаются к русским людям за помощью. Обратимся к истории Богоявленской церкви в селе Ловозере, создан ной на средства Священного Синода, которому обошлось это в 1782 рубля 41 копейку. Ловозерская Богоявленская церковь была точной копией церк ви Нотозерской, где приход был открыт одновременно с Ловозерским. Под ряд на ее постройку взяли крестьяне Евтихий Жидких из Кандалакши и Петр Дементьев из Маслозеро, которые из ранее заготовленного леса и сру били в Ловозере церковь. Освящение ее состоялось 10 декабря 1873 года. И с февраля 1875 года до октября 1882 года в Богоявленской церкви службы проводил весьма почитаемый тогда в крае отец Георгий Терентьев. В ночь с 24 на 25 марта 1896 года церковь в Ловозере полностью сгоре ла. На следующий год ловозерцы построили новую церковь, на которую ижемцы дали более тысячи рублей. Из них только Поликарп Рочев пожер твовал 630 рублей (это стоимость ста оленей). Иван Терентьев заготовил и доставил более 400 бревен. Московский надворный советник Федор Александрович Сахаров но вой Ловозерской Богоявленской церкви, занимаясь благотворительностью, прислал необходимую утварь и 700 рублей деньгами, на новой церкви зво нили семь колоколов — от 43-фунтового до 23-пудового. В 1890 году бра тья Поликарп и Лазарь Рочевы построили отдельную колокольню и при обрели для церкви различную утварь. 6 мая 1913 года правительство наградило братьев Рочевых за их пожер твования церкви серебряными медальонами на Станиславской ленте. Ло парское общество передало во владение притчу Вирму-реку с впадающим в нее ручьем и Попово озеро, позднее казна отмежевала и 33 десятины земли для заготовки сена. Со времени образования Ловозерского прихода, с 1862 года, священни ками в нем были: Клеоник Семенов Митрофанов (1862—1873), Петр Ива нович Ручьев (1873—1874), Георгий Кириллов Терентьев (1875—1883), Ми хаил Александрович Почезерский (1884— 1892). С 1892 года — Николай Николаевич Шмаков, закончивший курс Кемского двухклассного уездно го училища, состоял на службе в должности псаломщика, с 12 сентября 1893 года — в сане священника. Псаломщиком служит при нем 34-летний Евгений Петровский, уволенный из Архангельского духовного училища. Нужно отметить, что на месте старого погоста в Ловозере сохранились следы и старой часовни во имя Богоявления Господня, построенной в 1840-х годах в двух верстах от погоста Ловозеро. В пяти верстах от Лово-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz