Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
405 Старые и новые праздники От фотолюбителей и профессиональных фотографов саамским женщи нам, одетым в национальные костюмы, нет прохода: все хотят заполучить фото с ними на память. На Поповском озере, где проходят Саамские игры, собирается множе ство народу. И как на Праздник Севера, сюда приезжают гости из россий ских городов, иностранцы. И хотя комары, тучами кружащиеся над голо вами людей, никого особо не пугают, чтобы избежать эту неприятность, Саамские игры перенесли с июля на второе воскресенье июня, когда насе комые еще пассивные. Осенние Осенью у саамов нет ни одного современного официального праздни ка. Хотя есть православные: 28 августа — Успение, 11 сентября — Усек новение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — Ув- ван пёййв. Встречаются утренние и вечерние зори, то есть одна заря пере ходит в другую. 27 сентября — Воздвижение Креста Господня — Вйзня. Дни с 28 августа до 14 октября называются Оарькэремь, с 14 августа и по 14 октября время носит название Чёххч оаррк, а с 15 октября и до нового года — Талльв оаррк. Почему саамы называли эти дни так, нынешние саа мы уже не знают, их память сохранила только названия, которые думаю уместным здесь привести, чтобы сохранить их. Но до принятия христианства саамы отмечали еще и языческий празд ник Имание оленей. Имание оленей — П удзэ ляшкант Этот праздник был окутан особой тайной. Он тщательно скрывался не только от посторонних — ученых-этнографов, о нем, уверена, даже саамы не все знали. Имание оленей было уделом посвященных. Вот как описал праздник А. Никитин. Когда у оленей начинался гон, саамы собирались для проведения магического действа. Приносили жерт вы духам леса и вод. Просили благополучного исхода зимы, чтобы духи защитили от голода, а оленей — от волков. Пока у животных шел гон, саамы праздновали: стреляли в цель, пили водку и веселились. В назначенный день все вставали до восхода солнца, надевали на себя печки и липты, как мужчины, так и женщины, и превра щались в «оленей». В руки брали рога, и как только над окрестными хол мами поднималось солнце, мужчины-«хирвасы» запевали протяжную пес ню и начинали медленный, все ускоряющийся танец. Через какое-то время от женщин отделялась одна «важенка» и, припля сывая, вступала в круг танцующих. И тогда мужчины — «хирвасы», выста вив вперед рога, вступали в бой за «важенку».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz