Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

405 Старые и новые праздники От фотолюбителей и профессиональных фотографов саамским женщи­ нам, одетым в национальные костюмы, нет прохода: все хотят заполучить фото с ними на память. На Поповском озере, где проходят Саамские игры, собирается множе­ ство народу. И как на Праздник Севера, сюда приезжают гости из россий­ ских городов, иностранцы. И хотя комары, тучами кружащиеся над голо­ вами людей, никого особо не пугают, чтобы избежать эту неприятность, Саамские игры перенесли с июля на второе воскресенье июня, когда насе­ комые еще пассивные. Осенние Осенью у саамов нет ни одного современного официального праздни­ ка. Хотя есть православные: 28 августа — Успение, 11 сентября — Усек­ новение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — Ув- ван пёййв. Встречаются утренние и вечерние зори, то есть одна заря пере­ ходит в другую. 27 сентября — Воздвижение Креста Господня — Вйзня. Дни с 28 августа до 14 октября называются Оарькэремь, с 14 августа и по 14 октября время носит название Чёххч оаррк, а с 15 октября и до нового года — Талльв оаррк. Почему саамы называли эти дни так, нынешние саа­ мы уже не знают, их память сохранила только названия, которые думаю уместным здесь привести, чтобы сохранить их. Но до принятия христианства саамы отмечали еще и языческий празд­ ник Имание оленей. Имание оленей — П удзэ ляшкант Этот праздник был окутан особой тайной. Он тщательно скрывался не только от посторонних — ученых-этнографов, о нем, уверена, даже саамы не все знали. Имание оленей было уделом посвященных. Вот как описал праздник А. Никитин. Когда у оленей начинался гон, саамы собирались для проведения магического действа. Приносили жерт­ вы духам леса и вод. Просили благополучного исхода зимы, чтобы духи защитили от голода, а оленей — от волков. Пока у животных шел гон, саамы праздновали: стреляли в цель, пили водку и веселились. В назначенный день все вставали до восхода солнца, надевали на себя печки и липты, как мужчины, так и женщины, и превра­ щались в «оленей». В руки брали рога, и как только над окрестными хол­ мами поднималось солнце, мужчины-«хирвасы» запевали протяжную пес­ ню и начинали медленный, все ускоряющийся танец. Через какое-то время от женщин отделялась одна «важенка» и, припля­ сывая, вступала в круг танцующих. И тогда мужчины — «хирвасы», выста­ вив вперед рога, вступали в бой за «важенку».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz