Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

402 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Фестиваль саамской музыки Фестиваль саамской музыки проводится ежегодно с 1996 года в городе Оленегорске, на который собираются саамские фольклорные коллективы, саамские песенницы. Концертная программа подчас длится три часа. В рам­ ках фестиваля проводятся круглые столы по теме «Сохранение традиций культуры коренных народов Севера, сбор и издание фольклорного музы­ кального и языкового материала», научно-практические конференции. Го­ товят фестиваль саамской музыки участники саамского этнографического коллектива «Соайв пйццк» («Южный ветер») из Оленегорска под руковод­ ством Агеевой Анфисы Максимовны. Летние На летний период выпадает сразу несколько праздников. Наиболее зна­ чимые для саамов: день Ивана Купалы, Петров день, Ильин день, дни 14, 19 августа — Макковей и Преображение Господне, называемый в народе Яблочный Спас. По-саамски они звучат одинаково — Чазь рыст. Дни со 2 по 14 августа называются Поасс пассь — самый жаркий период в Лаплан­ дии. Летом проводится и самый главный праздник коренного населения полуострова — Летние саамские игры. День Ивана Купалы — Увван пеййв День Ивана Купалы отмечается сейчас 7 июля. Николай Харузин рассказывает, что на Севере Иванов день отмечался столь же шумно, как и в средней России. Печенгские и пазрецкие саамы прозвали праздник днем Ивана Постного, другие— просто Ивановым днем и отмечали его 24 июня [ 12, с. 211]. Печенгские саамы ели в Иванов день рыбу без голов, Они так и называ­ ли его — безголовый день (востамес, вуэйхемесь). Интересно отметить, что обычай, не есть в этот день ничего круглого, был распространен во многих уголках России. Прикольские саамы праздновали канун дня Ивана Купалы, то есть ку­ пальскую ночь. В эту ночь саамская молодежь искала целебные травы у ручьев. Траву сушили, затем заваривали и пили втайне от взрослых. Кста­ ти, нотозерцы тоже искали такую траву, но делали это сообща, с участием и молодежи и стариков. По рассказам С. Н. Захаровой и А. Л. Рочевой в ночь на Ивана Купалу нужно было собрать двенадцать различных трав, связать в пучок и высу­ шить. В дни болезней эту траву запаривали и пили. Говорили боль, как рукой снимало. В ночь на Ивана Купалу разжигали костры и прыгали через них, тем самым как бы очищая себя от грехов, болезней, тяжелых мыслей. Перед рассветом девушки гадали. И, конечно, в эту ночь все должны были иску

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz