Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
402 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Фестиваль саамской музыки Фестиваль саамской музыки проводится ежегодно с 1996 года в городе Оленегорске, на который собираются саамские фольклорные коллективы, саамские песенницы. Концертная программа подчас длится три часа. В рам ках фестиваля проводятся круглые столы по теме «Сохранение традиций культуры коренных народов Севера, сбор и издание фольклорного музы кального и языкового материала», научно-практические конференции. Го товят фестиваль саамской музыки участники саамского этнографического коллектива «Соайв пйццк» («Южный ветер») из Оленегорска под руковод ством Агеевой Анфисы Максимовны. Летние На летний период выпадает сразу несколько праздников. Наиболее зна чимые для саамов: день Ивана Купалы, Петров день, Ильин день, дни 14, 19 августа — Макковей и Преображение Господне, называемый в народе Яблочный Спас. По-саамски они звучат одинаково — Чазь рыст. Дни со 2 по 14 августа называются Поасс пассь — самый жаркий период в Лаплан дии. Летом проводится и самый главный праздник коренного населения полуострова — Летние саамские игры. День Ивана Купалы — Увван пеййв День Ивана Купалы отмечается сейчас 7 июля. Николай Харузин рассказывает, что на Севере Иванов день отмечался столь же шумно, как и в средней России. Печенгские и пазрецкие саамы прозвали праздник днем Ивана Постного, другие— просто Ивановым днем и отмечали его 24 июня [ 12, с. 211]. Печенгские саамы ели в Иванов день рыбу без голов, Они так и называ ли его — безголовый день (востамес, вуэйхемесь). Интересно отметить, что обычай, не есть в этот день ничего круглого, был распространен во многих уголках России. Прикольские саамы праздновали канун дня Ивана Купалы, то есть ку пальскую ночь. В эту ночь саамская молодежь искала целебные травы у ручьев. Траву сушили, затем заваривали и пили втайне от взрослых. Кста ти, нотозерцы тоже искали такую траву, но делали это сообща, с участием и молодежи и стариков. По рассказам С. Н. Захаровой и А. Л. Рочевой в ночь на Ивана Купалу нужно было собрать двенадцать различных трав, связать в пучок и высу шить. В дни болезней эту траву запаривали и пили. Говорили боль, как рукой снимало. В ночь на Ивана Купалу разжигали костры и прыгали через них, тем самым как бы очищая себя от грехов, болезней, тяжелых мыслей. Перед рассветом девушки гадали. И, конечно, в эту ночь все должны были иску
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz