Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

398 Книга вторая. «И з-за Каменского, из-за морё-окияну» Павла Ивановна Конькова, ловозерская саамская певица, говорит, что Пасху саамы праздновали, как и русские, не один день. Первый день счи­ тался Пасхой отцовской и прозывался Ажь-Пёййв, затем отмечали ЕннЬ- Пёййв — материнский день. Третьим днем считался день крестного отца — Рыстажь Пёййв, четвертым — РыстённЬ Пёййв — день крестной матери. В эти дни никакой работы саамам делать было нельзя. Все ходили друг к другу в гости, молодежь качалась на качелях, играла в игры. Отмечалась православными саамами и Троица. В этот день они предпо­ читали отдыхать, не производя никаких хозяйственных работ. Районный Праздник Севера Истоки его уходят в конец 20-х годов XX столетия. В 1928 году впервые в Ловозере были устроены оленьи бега. Участвовало 14 упряжек. Первое мес­ то на упряжке важенок занял саам Филипп Кириллович Ноготысьев. Первое место на упряжке быков — ненец Георгий Андреевич Х атанзей . А 10 марта 1929 года состоялись первые соревнования оленьих упряжек в Мурманске: 26 нарт, 80 оленей! Вот как описывали газеты тот день: «Лопар­ ское население приехало, как на парад: олени в праздничной сбруе, люди в праздничных одеждах — целыми семьями. Дистанция — 2700 метров с 8 поворотами — проходила по улицам города...» [2] Затем инициативная группа мурманских спортсменов-энтузиастов добилась проведения област­ ного лыжного праздника. Почин оказался жизнестойким. И несмотря на годы интервенции и военного лихолетья, тяжелое послевоенное время, северяне не только сохранили, но и приумножили традиции Полярной Олимпиады. В 1934 году ловозерцы подхватили инициативу мурманчан и стали про­ водить свой Праздник Севера, который с каждым годом привлекал все боль­ ше поклонников и зрителей. А привлекать было чем. Соревнования в нем проводились не обычные, а самобытные —-на оле­ ньих упряжках. Заинтересовались этим и мурманчане, решившие пригла­ шать на областной праздник оленеводов-спортсменов. «Ловозерская правда» в апреле 1936 года сообщает о необычном пробе­ ге ловозерских оленеводов: «В Ловозеро вернулись участники оленьего про­ бега Мурманск — Ленинград. Комсомольцы Филиппов Николай Яковле­ вич, Попов Михаил Андреевич (колхоз “Тундра”) и Терентьев Костя (зоо­ техник)...» [4]. Работая в районном краеведческом музее с подшивками газет «Лово­ зерская правда», в одном из номеров (от 29 марта 1945 года) наткнулась на такое сообщение: «Для участия в Празднике Севера выехала в Мурманск команда лыжников-ловозерцев из 5 человек. Кроме лыжников выйдут на соревнования лучшие оленьи упряжки колхозов». Оленя саамы считают своим прародителем. Это единственное средство передвижения саамов в бескрайней тундре. Наконец, это жизнь. Потому как олень для саама — и пища, и одежда, и постель, и жилище.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz