Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

36 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель климатических условиях Севера, да и против врагов стоять, объединившись, тоже гораздо сподручнее. И Николай Харузин в труде «Русские лопари» писал, что среди лопарей существует обычай крестования. «Два лопаря часто обмениваются креста­ ми, после чего становятся братьями. ВЛовозере и Нотозере этот обычай идет с обменом подарков. Лопари заключают побратимство не только между со­ бой, но иногда и с русскими. Побратимство, распространенное среди лопа­ рей, породило целый ряд рассказов. Между лопарками обычай меняться кре­ стами, а также заключать посестринство каким-либо способом, не встреча­ ется. Побратимство не служит среди лопарей препятствием к браку. Один крестовый брат может жениться на сестре, дочери другого» [8, с. 258]. Теперь, когда позади XX век, хоть и живут рядом два народа: саамы и русские, и давно они смешали свою кровь, но ушел в прошлое обычай кре­ стования. Исчезло в их взаимоотношениях что-то большое, что было у на­ ших предков. И если обычай крестования вновь вернется на нашу Коль­ скую землю, это станет большой победой человека над разобщенностью. Однако надо отметить, что саамы хоть и приняли христианство, но не переставали поклоняться и богам языческим. Вот что по этому поводу со­ общает Харузин: «...если лопарь отправляется для принятия Св. Причас­ тия в церковь, он до церковной исповеди совершал исповедь перед своими богами; это происходило либо дома, либо у первой воды, которую он встре­ чал на пути в церковь. В этом случае он приносил с собой кусок мяса, сыра или хлеба; став на колени, он молился Саракка, Сайво, Айеке и другим бо­ гам, не исключая и темных божеств подземного царства, как Фудно и ду­ хам Тшаппесь-олмай; он просил их об отпущении ему всех грехов и глав­ ным образом того греха, который он намеревался совершить, направляясь в церковь для принятия против своей воли “христианского причастия”: он это делает лишь для того, чтобы его не тревожили. Затем брал принесен­ ный кусок мяса, сыра или хлеба, благословлял его, говоря: это тело Сарак- ки, хлеб Сайво, тело Гарагаллесса (Айеке)...» [8, с. 181]. Существовал у саамов и обряд посвящения детей в свою веру с нарече­ нием саамских имен после православных крестин. Из вышеизложенного видно, что коренные жители Лапландии долгое время были как двоеданниками, так и двоеверцами. Молились Христу и своим богам, делали это искренне, что совершенно не противоречило их верованиям. Обратимся к описанию приходов и церквей Архангельской епархии. О Ло- возерском приходе, образованном в 1862 году, расположенном в центре Лап­ ландского полуострова, сказано, что в состав его входят четыре лопарских погоста: Ловозерский, Воронинский, Лявозерский, Семиостровский. До того времени вышеназванными погостами заведывал притч Кольского собора / 1].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz