Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

395 Старые и новые праздники быть не только нуэйт, но и глава рода. Затем шествовал тот, кто должен был нанести медведю удар, затем — кто будет варить медвежье мясо, и т. д. В таком порядке на медведя и нападали, не испытывая никакого стра­ ха, вооружившись одними палками и пищалями. Убив медведя, саамские мужчины сначала пели песню благодарения и только затем тащили его из берлоги [12, с. 199 — 200]. В старину у саамов существовал и особый праздник, который затем за­ былся, оставшись в преданиях. Но вот в декабре 1996 года Национальный культурный центр Ловозера решил возродить его. Когда после охоты медведя привозили к жилью, совершались обряды. Эти обряды и были показаны на первом Медвежьем празднике в Ловозере в декабре 1995 года коллективами «Ойяр» и «Ойрэнч», а помогали им ан­ самбли «Луявьр», «Чузем» и коми фольклорный ансамбль «Ижма». После возвращения охотников домой все чествовали победителя— само­ го сильного и ловкого. И начинались игрища. Женщины и дети стреляли с завязанными глазами из арбалета в шкуру медведя, прыгали через нее, ме­ тали копья и камни. Мужчины оспаривали друг у друга титул самого лов­ кого и сноровистого, спорили, кому носить звание «мужчины-медведя»: соревновались в саамской борьбе, заарканивании оленей, поднятии тяжес­ тей, стрельбе из арбалета... Люди искренне торжествовали над побежден­ ным зверем. Словом, каждый мог почувствовать себя равным по силе лес­ ному великану — священному медведю. На первом возрожденном празд­ нике чемпионом, «мужчиной-медведем», стал Владимир Галкин. О медведе можно прочитать в сказках «Медведь и одноглазая девочка», «Как Таллушка сватался», «Медвежья сказка», «Оборотень медведь», «Тал­ ла и три сестры», «Сказка про Таллу», «Хозяйка травы» и другие [9]. Итак, праздник восстановлен и пришелся по душе хозяевам и гостям. Думаю, можно надеяться, что он станет таким же традиционным, как Праз­ дник Севера и Саамские игры. День саамов — Самь пеййв Шестого февраля 1992 года кольские саамы впервые отметили свой на­ циональный праздник — Саамский день, утвержденный XV конференцией Союза саамов. Этот праздник на Кольскую землю пришел из Норвегии, где в 1917 году в Тронхейме состоялось первое саамское собрание, на котором были при­ няты саамский гимн и флаг. «Саамский флаг был принят на XIII саамской конференции 15 августа 1986 г. в Оре... Для выбора Саамского флага был объявлен конкурс, проектов поступило много. Победителем выбрали про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz