Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

394 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Знают некоторые саамы и где находится Таллушкина смерть, он сам рассказывал: «Выйдешь в тундру, — говорил, — пойди к вараке. Тут будет большой камень. Камень пошевели, покажутся тебе три тропинки. Иди по средней тропинке. Попадутся тебе медведи навстречу и тебя не будут про­ пускать, а ты скажи: Таллушка велел, и я иду по его велению. Потом пой­ дешь дальше и встретятся тебе волки и тоже не будут пропускать. Ты им ответишь: Таллушка велел, и я иду по его велению, и волки тебя тоже про­ пустят. Пойдешь дальше — будет озеро. На озере увидишь лодочку, но нет ни весла, ни дощечки, а ты скажи: Таллушка велел везти меня на островок. Тогда лодочка тебя повезет. Выйдешь на островок, увидишь большое дере­ во, а на дереве орел. Скажи орлу: Таллушка велел дать три яйца. Он тебе даст, потом их привяжешь кругом себя и будешь здорова, а как назад пой­ дешь, никто тебя не тронет» [11, с. 54]. Но не только Талл-медведь превращается в человека, но и люди превра­ щались в медведей: «Жили три сестры. Они ушли из жительства людей в леса. Обернулись там медведицами и жировали все лето» [8, с. 176]. Саамы, которые жили на берегу Баренцева и Белого морей, убивая бе­ лого медведя, совали ему в рот кусочек соленой рыбы и приговаривали: «На, не говори дома, что был в гостях и тебя не накормили. Пусть придут и другие, мы их тоже накормим» [ 12, с. 204]. Когда саамы варили медвежье мясо, дверь вежи не открывали, хотя ед­ кий дым от жира и ел им глаза. Боялись «дух медвежьего мяса выпустить в лес», тогда по поверью саамов родственники зверя нашли бы эту вежу и задавили хозяина. Об этом рассказывает мурманчанин К. Моисеев в статье «В гостях у саама» и приводит рассказ старого саама из Нотозерского по­ госта. Тот передал ему, что когда они жили на Нотозере, знали одну ста­ рушку, которая каждую осень посылала своего мужика на медведей. Муж ее был прекрасным охотником. Раз убил он большого зверя и привез его из леса на нартах в село. В тот вечер у охотников много варили и жарили. В избе стало так жарко и дымно, что старуха открыла дверь. Запах медве­ жатины вырвался на волю и убежал в лес. Мужик-охотник заругался на жену, мол, теперь жди беды... А та засмеялась и сказала: «Чего нам боять­ ся, пусть хоть все родственники твоего зверя приходят, ты и их убьешь, а у нас будет много мяса и сала на долгую зиму». Наутро в селе хватились: пропал охотник... По рассказу саама, другие медведи поймали его и пове­ сили на толстом суку вниз головой, а сами ходят вокруг костра «и голова­ ми качают, слюной брызжут». Охотились на медведя, по сообщениям Харузина, следующим образом: тот, кто открывал берлогу зверя, приглашал сородичей на охоту, и все от­ правлялись в лес. Впереди шел саам, который берлогу нашел, держа в руке палку с прикрепленным медным кольцом. За ним — кто гадал. Это мог

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz