Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
393 Старые и новые праздники ле полярной ночи. В нынешнее время этот праздник отмечается не так ярко, но воду из родников стараются взять все. В нынешние годы и саамами и русскими возродился обычай праздно вать Святочную неделю, которая длится от Рождества до Крещения. По селу ходят ряженые, колядуя и желая людям здоровья и богатства. Как и в старину, саамы и сегодня загадывают желания, хотят узнать свою судьбу. Медвежьи игрища — Талл пеййв Самый почитаемый зверь у жителей Севера — медведь. У многих наро дов Севера образ его был окружен ореолом мощи и почтения. Победить его на охоте — гордость для мужчин. У саамов существует легенда о том, что вскоре после сотворения мира решил Бог совершить путешествие по саамской земле. Пришел к болоту, а оно широкое, глубокое, топкое. Не может его без посторонней помощи перейти. Видит, волк бежит. Обратился к нему с просьбой через болото перенести, но тот отказался: «Ты меня, Бог, не создавал, а значит, и перено сить я тебя не буду». Видит Бог, олень бежит, обратился к нему. Но и олень отказался, сославшись на голод. Все это видел медведь, пожалел Бога, пред ложил ему свои услуги. За помощь Бог наградил медведя сном в берлоге на время самых холод ных месяцев зимы. Оленя осудил на трудную вечную работу и отдал чело веку. А волка проклял и объявил свободным охотником. Саамы считали медведя священным и самым умным животным. Они полагали, что медведь может слышать и понимать, поэтому избегали про него говорить дурное и никогда не называли по имени. Звали просто — дедушка. Медведь у саамов не просто медведь, а медведь-оборотень — Талл. Са амы считали, что у него «двенадцать сил человеческих» и «десять умов му жичьих». Долгое время древним саамам запрещалась охота на медведя. В некоторых саамских сказаниях приводятся варианты брака медведя с саам скими девушками. Зато Талл-медведушку, как правило, не боялись даже дети, побеждали хитростью. В одной сказке Талл поймал детей, посадил в мешок и понес к себе в берлогу. По пути притомился и заснул. Ребята, все, кроме одного, вылезли, убежали, а вместо себя камни положили. Хотел медведь их сварить, да увидел камни, а тот мальчишка, что остался в меш ке, сказал: «У меня отец шурр нуэйта, у меня мать шурр нуэйта, неси домой обратно» [7, с. 54]. Испугался Талл и понес, до самой вежи донес. Спроси ли люди, где его повесить, а он заплакал и говорит: «Слезы мои все время будут стекать по елке и будут их собирать маленькие дети» [7, с. 54]. И правда, дети любят собирать и жевать смолу елей. И не зря любят, так как она укрепляет десна и зубы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz