Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

392 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Саамский праздник в селе Ловозере. 2003 г. Д. А. Золотарев в своей работе о посещении Лапландии в 1927 году писал следующее: «Мы приехали... за день до Крещения, — лопарского праздни­ ка, связанного, как говорят, с возвращением солнца после зимнего переры­ ва ... В старое время на праздник съезжались лопари отовсюду. Праздник и ярмарка... После обедни был крестный ход на иордань, в которой после водосвятия купалась одна женщина, а затем купали или обливали водой оленей...» [3, с. 9 — 10] И дальше добавлял, что, несмотря на изменившиеся политические, экономические и культурно-бытовые условия жизни саамов, в Ловозеро на праздник съезжалось очень много гостей. «Уже накануне праз­ дника появились пьяные, ходили по домам ряженые, были заметны приез­ жие. Хотя теперь не было ярмарки, приехали лопари Воронежского, Пуло- зерского, Семиостровского, Кильдинского и Каменского погостов. За 100—150 верст приехали на праздник даже с грудными и маленькими деть­ ми» [3, с. 9 — 10]. Молодежь на вечеринках танцевала, девушки гадали, мужчины устраи­ вали оленьи гонки. Отличительной чертой Крещения является обряд— брать из родника воду. Зимой самыми веселыми были именно эти дни— дни празднования Кре­ щения. Крещение у саамов было связано еще и с возвращением солнца пос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz