Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
392 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Саамский праздник в селе Ловозере. 2003 г. Д. А. Золотарев в своей работе о посещении Лапландии в 1927 году писал следующее: «Мы приехали... за день до Крещения, — лопарского праздни ка, связанного, как говорят, с возвращением солнца после зимнего переры ва ... В старое время на праздник съезжались лопари отовсюду. Праздник и ярмарка... После обедни был крестный ход на иордань, в которой после водосвятия купалась одна женщина, а затем купали или обливали водой оленей...» [3, с. 9 — 10] И дальше добавлял, что, несмотря на изменившиеся политические, экономические и культурно-бытовые условия жизни саамов, в Ловозеро на праздник съезжалось очень много гостей. «Уже накануне праз дника появились пьяные, ходили по домам ряженые, были заметны приез жие. Хотя теперь не было ярмарки, приехали лопари Воронежского, Пуло- зерского, Семиостровского, Кильдинского и Каменского погостов. За 100—150 верст приехали на праздник даже с грудными и маленькими деть ми» [3, с. 9 — 10]. Молодежь на вечеринках танцевала, девушки гадали, мужчины устраи вали оленьи гонки. Отличительной чертой Крещения является обряд— брать из родника воду. Зимой самыми веселыми были именно эти дни— дни празднования Кре щения. Крещение у саамов было связано еще и с возвращением солнца пос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz