Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

391 Старые и новые праздники Эта пища считалась принесенной в жертву подземному божеству Руто. В честь него же пеклась лепешка в палец толщиной и величиной в копейку, которую наполняли молоком, сыром и так запекали. Все это проделыва­ лось для того, чтобы страшный Родт не вредил и не посылал болезней саамским женщинам. Раньше саамы верили в добрых и злых духов, в духов-покровителей, поэтому и пытались задобрить их, умилостивить или отпугнуть. Рождество саамами отмечалось с 24 на 25 декабря по старому стилю и приходилось на время зимнего солнцестояния, о котором в народе говори­ лось: «Солнце — на лето, зима — на мороз». На Рождество девушки гадали на чурках: сучковатая попадется — свек­ ровь ворчливая, ровная — в доме все устроено будет, с гнилой середкой — муж больной попадется. После двенадцати ночи бегали к проруби гадать. Нужно к реке прибежать, ногу в прорубь чуть обмакнуть и обратно домой бежать. Пока туда и обратно бегаешь, ни с кем заговаривать нельзя. А в постели произнести заклинание: «Суженый, ряженый, приди ко мне наря­ женный» и заснуть. Д. А. Золоторев в «Лопарской экспедиции» пишет, что в зимние празд­ ники саамские женщины выходили на улицу в «своих вышитых бисером головных уборах, пестрых и ярких платьях, кофтах и платках, частью без малиц или печков» [3, с. 11]. Говорит он и о том, что в прежнее время од­ ним из любимых праздничных развлечений саамов было катанье на оле­ нях. Н а эти катанья они приезжали «на лучших оленях с изумительной уп­ ряжью, украшенной бисером по красному и желтому сукну» с медными бу­ бенцами. Крещение Господне — Виресь пеййв В старое время Крещение отмечали 6 января (нынче19-го). Писательни­ ца Зинаида Рихтер, побывавшая в Лапландии в 20-х годах и попавшая как раз на большой праздник Крещения, проходивший в Ловозере, описала увиденное так: «В Ловозеро на Крещение... съезжаются лопари со всех по­ гостов, даже с берегов Ледовитого океана и Белого моря. К этому времени приурочиваются всевозможные торговые и домашние дела: заключаются сделки, товарообмен, празднуют крестины, свадьбы... Ловозерская улица оживлена по-праздничному. Женщины ижемки — в ярких шелках, в широ­ чайших юбках, лопарки — в нарядных шамшурках, лопари — в своих вы­ соких кокошниках и мокасинах» [6, с. 59]. В Крещение на озере рубили иордань — большую прорубь — и купали в ней оленей; а иногда, наиболее смелые, купались и сами. Держась за кон­ цы общего белого платка, приходили к иордани и жених с невестой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz