Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
Старые и новые праздники С принятием саамами христианства в их жизнь вошли и православные праздники — Рождество, Крещение, Пасха и другие. Вот о том, как саамы отмечали эти праздники и свои национальные раньше, я и попробую рас сказать. Зимние Несмотря на то, что зима в Лапландии морозная, с тем ной полярной ночью, саамы любят это время года больше, чем любое другое. А как иначе: если весной утомляет распу тица — ни проехать, ни пройти, летом — комары и гнус загрызают до волдырей. Осенью — слякоть и дожди... Толь- ко зимой им открыты все пути. А уж когда в январе сол нышко выглянет, так и вовсе радостно жить. 19 декабря са амы по христианскому календарю поминали Николая Чу дотворца, называя этот день Мыккла пёййв. Рождество — Ростэ пеййв Обратимся к Николаю Харузину и его труду «Русские лопари». Он пишет, что в канун Рождества саамы приноси ли в жертву оленей, строили из сосны лодки в 3/4 локтя, ук рашали их мачтами с изображениями креста, обмазывали кровью жертвенного оленя, ставили на высокие елки, кото рые также украшали знаками креста, а стволы при этом как можно выше обмазывали кровью оленя. Накануне Рождества саамы из бересты делали малень кие воронкообразные сосуды, накладывали в них различ ную пищу, которую и ели в канун и утром в день праздника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz