Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
388 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Матрехина, Варвара Васильевна Куроптева, Емельян и Василий Яковлеви чи Назаровы, Тимофей Яковлевич Матрехин, Ефим Андреевич Данилов, Кондратий Тихонович Архипов, другие. Захарий Ефимович Черняков рассказывал мне об Анастасии Трофимов не Осиповой, хорошо владеющей саамским языком. Черняков говорил: «Она знала множество сказок, поговорок, но уехала из Ловозера, выйдя замуж, на Юркин порог, на Тулому». Василий Кондратьевич Алымов записывал саамские сказки со слов Вар вары Ивановны Куроптевой из поселка Иоканга и Ксении Ильиничны Дмитриевой с Воронинского. Он писал в письме П. Н. Лукницкому: «Уда лось записать еще немножко. Ну и перлы! Большущее удовольствие достав ляет узнавать все новые образы. В одной из последних сказок есть такое мес то (пересказываю содержание). Над одним городом (царством) солнце за поздало взойти; царь хочет узнать, почему запоздало солнце: один из героев сказки узнает: солнце проходило над другим городом, увидело там одну очень красивую девушку — и засмотрелось на нее, а потому и запоздало...» А вот про Луну сказку рассказала мне год назад Мария Гавриловна Мед ведева, которую помнила с детства, услышав от своей матери Фефеловой Ксении Иосифовны: «Мальчик с девочкой пошли за водой. Ведра на коромысле несли. Мать им вдогонку наказывала: “Смотрите, не кричите на Луну, и пальцем в нее не показывайте”, Дети пока шли, забыли материны наставления. Увидали Луну и давай кричать, да пальцем в нее тыкать. Рассердилась Луна, опус тила свой луч и заманила по нему детей к себе. Те, думая, что идут к пруду, вместо него на Луну попали. Стали искать дорогу назад, да не тут-то было. Так до сих пор и бродят по небу в поисках». Мария Гавриловна говорила, что родители детям всегда наказывали не кричать при Луне, иначе та их к себе заберет. Саамские легенды и сказки в свое время собирали исследователи и эт нографы: Константин Щеколдин, В. И. Немирович-Данченко, Н. Н. Хару зин, В. Ю. Визе, В. К. Алымов, С. В. Максимов, О. А. Камарицкая, Я. А. Камшилов, А. П. Попов, А. Е. Ферсман, А. Л. Ященко. Г. М. Керт и многие другие. И если, названные мною исследователи были не саамами, то из саамов много легенд и сказок, опубликованных в «Ловозерской прав де», записал Павел Поликарпович Юрьев. Причем почти все сказки не по вторяют содержание ранее записанных: «Как саам спас погост», «Как саа мы лето потеряли», «Братья-богатыри», «Как царю сову продали», «Вэленьк и солнце», «Олени и лиса», «Окунь и щука», «Как лопарь получил свободу от царя», «Пусть ярче светят звезды», «Кто дал саамам солнце», «Пяйвий и Вэленьк», «Пяйвий и Куйва», «Богатырь Ляйек», другие. Павел Юрьев родился 6 марта 1936 года. Но по неизвестным причинам отмечал свой день рождения всегда 18 марта. Тундра была для него словно мать родная. Здесь он делал первые шаги, учился смелости и выносливое-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz