Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

388 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Матрехина, Варвара Васильевна Куроптева, Емельян и Василий Яковлеви­ чи Назаровы, Тимофей Яковлевич Матрехин, Ефим Андреевич Данилов, Кондратий Тихонович Архипов, другие. Захарий Ефимович Черняков рассказывал мне об Анастасии Трофимов­ не Осиповой, хорошо владеющей саамским языком. Черняков говорил: «Она знала множество сказок, поговорок, но уехала из Ловозера, выйдя замуж, на Юркин порог, на Тулому». Василий Кондратьевич Алымов записывал саамские сказки со слов Вар­ вары Ивановны Куроптевой из поселка Иоканга и Ксении Ильиничны Дмитриевой с Воронинского. Он писал в письме П. Н. Лукницкому: «Уда­ лось записать еще немножко. Ну и перлы! Большущее удовольствие достав­ ляет узнавать все новые образы. В одной из последних сказок есть такое мес­ то (пересказываю содержание). Над одним городом (царством) солнце за­ поздало взойти; царь хочет узнать, почему запоздало солнце: один из героев сказки узнает: солнце проходило над другим городом, увидело там одну очень красивую девушку — и засмотрелось на нее, а потому и запоздало...» А вот про Луну сказку рассказала мне год назад Мария Гавриловна Мед­ ведева, которую помнила с детства, услышав от своей матери Фефеловой Ксении Иосифовны: «Мальчик с девочкой пошли за водой. Ведра на коромысле несли. Мать им вдогонку наказывала: “Смотрите, не кричите на Луну, и пальцем в нее не показывайте”, Дети пока шли, забыли материны наставления. Увидали Луну и давай кричать, да пальцем в нее тыкать. Рассердилась Луна, опус­ тила свой луч и заманила по нему детей к себе. Те, думая, что идут к пруду, вместо него на Луну попали. Стали искать дорогу назад, да не тут-то было. Так до сих пор и бродят по небу в поисках». Мария Гавриловна говорила, что родители детям всегда наказывали не кричать при Луне, иначе та их к себе заберет. Саамские легенды и сказки в свое время собирали исследователи и эт­ нографы: Константин Щеколдин, В. И. Немирович-Данченко, Н. Н. Хару­ зин, В. Ю. Визе, В. К. Алымов, С. В. Максимов, О. А. Камарицкая, Я. А. Камшилов, А. П. Попов, А. Е. Ферсман, А. Л. Ященко. Г. М. Керт и многие другие. И если, названные мною исследователи были не саамами, то из саамов много легенд и сказок, опубликованных в «Ловозерской прав­ де», записал Павел Поликарпович Юрьев. Причем почти все сказки не по­ вторяют содержание ранее записанных: «Как саам спас погост», «Как саа­ мы лето потеряли», «Братья-богатыри», «Как царю сову продали», «Вэленьк и солнце», «Олени и лиса», «Окунь и щука», «Как лопарь получил свободу от царя», «Пусть ярче светят звезды», «Кто дал саамам солнце», «Пяйвий и Вэленьк», «Пяйвий и Куйва», «Богатырь Ляйек», другие. Павел Юрьев родился 6 марта 1936 года. Но по неизвестным причинам отмечал свой день рождения всегда 18 марта. Тундра была для него словно мать родная. Здесь он делал первые шаги, учился смелости и выносливое-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz