Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

386 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Т. Ф. Данилова А. В. Железнякова П. В. Сорванов вы. Петр Андреевич поведал о том, как скала Чудь-Коалле (Герасимова скала) получила свое название. А сказки его жены Анастасии чем-то пере­ кликались со сказками, записанными Чарнолуским. В Каневке был свой сказитель — Афанасий Матрехин. В. Ю. Визе отмечал в свой приезд в 1910 году, что среди ловозерцев еще до сих пор сохранилось много преданий старины. В разговоре с ним саамы жалели, что не удалось ему послушать старика Фаддея, несколько лет на­ зад умершего. Мол, к тому Фаддею они специально ходили послушать ле­ генды и сказки родной старины. По их словам, никто не умел лучше его рассказывать и они и десятой доли не знали того, что знал Фаддей. Бывало, наслушаются его люди, идут затем домой. И все его сказы слышатся. Вот как умел он их рассказывать. Отмечает Визе, что мастерицей передавать предания слыла и старуха Ольга, умершая в 1907 году ста двадцати лет от роду. Саамы ему рассказывали, что за всю жизнь она ни разу не заходила в церковь исповедоваться. А когда кто-нибудь спрашивал: почему не ходит, отвечала, что это без надобности. Когда шла на восток и встречала дерево побольше, сосну или ель, — ему и исповедовалась. В. В. Чарнолуский в свой приезд на Север в 1926 году записал сказки Петра Васильевича Сарванова, Никиты Сергеевича Матрехина, Ирины Фоминичны Койбиной, Ильи Семеновича Матрехина, Устиньи Павловны Таруновой, Михаила Ивановича Титова. А Г. М. Керт в 1956 году — сказ­ ки Аграфены Макаровны Свердловой. Почетом и уважением у окружающих пользовались саамские сказители Елизавета Александровна Горбунцова из Гремихи, Мария Александровна Матрехина из Каневки, Варвара Дмитриевна Захарова из Краснощелья. Знатоками «лопарского эпоса» историки А. А. Киселев и Т. А. Киселе­ ва называли Калину Ивановича Архипова и его сына Федора, П. Глухих, J1. Паршукову, О. Сергина. Они писали, что «любители легенд и саамской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz