Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

35 Крещение саамов И. Ф. Ушаков в своих трудах писал о том, что важнейшим фактором принятия саама­ ми христианства явилось сближение их с рус­ скими. Д. Н. Мамин-Сибиряк в очерке «Крайний Север» описывает обычай, существовавший в Лапландии, обмениваться нательными кре­ стами в знак братства и взаимовыручки. Об­ менявшиеся с этого времени считались крес­ товыми братьями, дарили друг другу подар­ ки, ездили друг к другу в гости, помогали в трудных обстоятельствах: «Лопь — лопь и есть... То есть вот никакого у них расчету нет... Обмануть-то его так, кажется, душа не подымется, а есть нашего брата поморов, оби­ жают лопь крепко: напоит водкой и заберет всячины, чего под руку попадет. Другой еще крестовым братом назовется. Нехорошее это дело, и лопарское добро впрок не пойдет, ежели его обманом взяли. Зачем лопаря обижать — он смирный человек... А уж ежели ты с ним крестом поменялся, да он, кажется, в огонь и в воду за тебя!.. Добрый народ, чего говорить, и плутовства этого нет в нем, чтобы там украсть либо что. Вон на промыслах, возьмется рыбу или снасть караулить и один-одинешенек высидит месяцев семь в избушке на Мурман­ ском берегу и ни синь пороха не возьмет себе лишнего, а добра караулит дру­ гой раз рублей на тыщу... Старики говорят недаром, что не смотри, что снару- жи-то грязно лопари живут, зато под вежей у него золото — мир да любовь...» [4, с. 95] Писатель и этнограф Сергей Васильевич Максимов, побывавший в 1856 году в этнографической экспедиции на Кольском полуострове, напи­ шет в своей книге: «Лопаря обидеть легко, потому он добр; придешь к нему в вежу — всем подчует. Вчерашней рыбы не подает, а живую тащит, сегод­ няшнюю. А и выпьет — драться не лезет не то, что наш помор: а ты его поцелуй, ты его сам зазови в гости, ты с ним крестом поменяйся, крестным братом назови. Так он за тебя тогда душу свою заложит и выкупать не ста­ нет. Вот они, каковы человеки есть, — добрый народ» [3, с. 187]. Упоминает об этом и Немирович-Данченко: «Наши русские тоже не дают маха; они, случается, с богатыми лопарями крестом меняются, “братана­ ми” делаются и эксплуатируют потом «братана» самым подлым образом... Такая уж кулацкая привычка...» [5, с. 334] Крестование (братание) — мудрый обычай! Мудрый и добрый. Сбли­ жал людей, учил делить друг с другом радость и невзгоды, так как не бро­ сал брат брата в тяжелую годину. А вместе всегда легче выстоять в суровых С. В. Максимов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz