Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

385 Саамский фольклор —Что ж, ты бывал в таких озерах? —Куда! Страшно. У нас один лопин был на охоте пошел туда. Спужал- ся. Видит — из камня этого дым курится и голоса слышны оттуда, точно много народа разговаривает. Они злые, так делают, что целая райда до трех суток дороги не найдет. Особенно ежели кто в путь выйдет в пятницу или субботу. А ежели да в Благовещение — ну, тогда совсем потопят, либо за­ ведут в такую чащу, что и не выйдешь оттоль...» [6, с. 22] Рассказывая о сказках, нельзя не назвать и тех, кто передал их будущим поколениям. Например, Денис Константинович Сергин из Ены рассказал сказку о саамском проводнике, перехитрившем врагов и спасшем погост. Волшебные сказки записывались в основном от кильдинских и иоканг- ских жителей. Сказки о чаххкли — гномах, живущих под землей, — от ба­ бинских и нотозерских. Енская сказительница Иринья Кузьминична Чер­ ных тоже про чаххкли сказки знала. В других погостах больше записыва­ лись сказки, наивно отражающие фантазии древних саамов, стиравшие все грани между миром людей и животных. У бабинских саамов много сказок, связанных с водой и ее обитателями, — русалками, водяными и так далее. В. В. Чарнолуский в книге «В краю летучего камня» рассказывал об Ав­ дотье Николаевне Матрехиной по прозвищу Беспалиха из Лумбовского по­ госта: «Она успевала и шанежки готовить и рассказывать мне всякие небы­ лицы. Сказочница была изумительная». Упомянул он и Татьяну Филипповну Данилову (Тотьму) из Каменско­ го погоста, которая сказала, что у него не хватит бумаги, чтоб все ее сказки записать. Великой сказительницей и мастерицей была и известная Марфа Ники­ тична Матрехина из нижнекаменских саамов. Г. М. Керту в его работе над книгой «Образцы саамской речи» «Сказку о диком олене» и обряд саамской свадьбы рассказывала йокангская жи­ тельница — Мария Ивановна Матрехина, прекрасно знавшая быт саамов и множество сказок. Октябрина Воронова упоминает, что в 50-е годы в Ловозере проживала Анна Васильевна (Кобелева) Железнякова, которая с большим желанием рассказывала саамские сказки как на родном саамском языке, так и на рус­ ском. Это она поведала Ферсману легенду о лопарском камне. Это про нее восхищенно писал Г. М. Керт, что, мол, сколько сказок и преданий она знает! И каждое сколько-нибудь примечательное географическое место, будь то гора, река, озеро, пролив, погост, связаны у нее с какой-нибудь легендой или сказанием. Алексей Максимович Галкин рассказал легенду о Сейдозере и Куйве, а Мария Ивановна Захарова «О сыне с собачьим носом». В Воронье искусст­ вом устного народного творчества прекрасно владели супруги Дмитрие- 2 5 — 1.190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz