Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

383 Саамский фольклор заходили. Я думала, ты купила с килограммчик». Двусмысленность про­ изошла из-за одной непроизнесенной буквы — «ь». Кулл по-саамски — мужские половые органы, а кулль — рыба. Подобные казусы встречаются и в письменной речи, попадают и на географические карты. Вот примеры слов, сходных по звучанию. Вэдз — снег, вэдт — дно, пэдт — ягодицы. Каннт — пятка, коаннЬт — дикий олень, каннЬт — возвышенность. Кйдт — рука, кыдт — весна, кудт — шесть. Кэбп — болезнь, кёбп — игла для вязки сетей. Куххт — два, куххт — желудок рыбы, уххт — каша. Коадтэ — штаны, коадтэ — вязать, кадтэ — потеряться, коадт — нерест. Мёрр — море, мёррь — мера. Нйввьл — игла, ниввьл — зеленая слизь на озерных или речных камнях. СуннЬт — полынья, суннЬт — темя; суннъе — сватать, суннт — тает (снег). Цёххп — палец, цёххьп — цепь. Вернемся к сказкам. Ляйне в саамском фольклоре не только защитник сородичей, но и умный, заботливый отец. Пяйвий стремится во всем под­ ражать ему, стать настоящим воином. И тогда Ляйне поучает сына: «В бою мало быть сильным и метким. Мужчина в бою должен быть спокойным: руки делают горячее дело, а голова холодная, и глаз все видит, что слева и что справа. Сила у тебя есть, но должна быть и хитрость, и рассудитель­ ность» [8]. И когда Пяйвий побеждает главаря врагов Куйву и приносит его меч отцу, Ляйне одобрительно говорит: «Теперь я верю, что ты настоя­ щий воин. Придет новый враг, и мы вместе с тобой выйдем на бой, и будем драться плечо в плечо, как когда-то с братом моим Арипием» [8]. Известен по героическим сказаниям и старик Нялл, великий нуэйт, муд­ рый, осторожный саам, и два его сына Нял-паррнэ — молодые, коренастые с румянцем во всю щеку, зоркими глазами, сметливым умом. За много верст от дома Нялл сумел почувствовать беду и увидеть то, что незаметно было еще его сыновьям. Учил он их: «Смотрите глазами охотников! Видите, как они поют? Как они играют? Все поневоле, все по приказу! Обманный это праздник! Враг в домах сидит, ухоронившись, да поглядывает от нечего делать. Ваши жены перед нами пляшут! Надо нам народ выручать! Но ехать в погост нельзя!» Не поверили отцу сыновья, и тогда ему пришлось ехать туда, чтобы доказать свою правоту, туда, где спрятались и дожидались его враги. Поехал на погибель себе, да чтобы уберечь сыновей: «не одного из нападавших Нял уложил на месте. Но силы были неравны. Молодой нор- ман полонил старца и тут же, на месте, зарубил его своим острым франк­ ским мечом» [7, с. 187 — 206]. Несколько саамских сказок посвящены враждебному для народа обра­ зу Сталло: «Сталло-стал — это тот, который приходит к человеческому

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz