Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

381 Саамский фольклор нообразии устного народного творчества, дошедшего до нас, саамы стара­ лись осмыслить явления окружающей природы. Помимо волшебных, бытовых, сказок о животных большой интерес у саамского народа вызывают героические сказания. Удивительно естествен­ но, ненавязчиво переданы в них образы не только героев, но и передан их быт. В. В. Чарнолуский пишет, что саамский сказочный фольклор можно разделить на три «нагона» [5, с. 8 — 9]. Первый — столкновение саамов с норманнами, первый поход 1157 года — «Сага о старом Няле и его сыновь­ ях», даже указывает точную дату набега нормандцев на саамские земли: на исходе лета 890 года, но и эта скорее всего дата неточная, набеги соверша­ лись и в более ранние сроки, потому как в саге написано: «Конунг разделил свой отряд на две партии. Брата он направил на юг, где лопари были по­ смирнее; сам же ушел на восток. Там он намеревался взять дань с несколь­ ких лопарских родов. То, что с этих родов уже делают поборы другие знат­ ные норманны, его же соседи, а также и сборщики белок из Гардарики, мало его тревожило — он придет первым и возьмет все, что можно будет отправить на оленях разоренных лопарей до озера Энаре» [7, с. 194]. Вто­ рой — период с 1240— 1326 годы. Сюда можно отнести шведские войны с Новгородом Великим, Ледовое побоище, поход Александра Невского в Поморье — сказка «Лаурикадж». В ней говорится: «Всем нужна его родная земля —■.его Самиедна. Каждому вожаку шайки разбойников подай город Колу, укажи ему самый богатый погост саамов. Чудь — это ватаги граби­ телей: тут и шведы и норвежцы, тут и финны и карелы, всякого народу тут бывало; все налетали на землю саамов как воронье. Грабили и жгли ее, людей мучили, в плен угоняли. Чудь шла на саамов, вооруженная мечами и в дос­ пехах, а саамы разве могли обороняться ножами, дротиками и луками?» [5, с. 236 — 237] Третий «нагон» можно назвать московским периодом. Это и крещение саамов в 1526 году, и сборы дани, и период «подземной вой­ ны» — может, самый разорительный период для саамов, которые в 1673 году запросили заступничество у самого патриарха. К этому периоду мож­ но отнести сказы о Красивой Катерине. Саамы, жившие разрозненно, небольшими погостами, не могли долж­ ным образом отражать натиск врага. Скорее рассчитывали на свою сме­ калку, хитрость, ловкость, находчивость и даже колдовство. Своих врагов они называли по-разному: чудью, шведами, юльквиками, шишами, руда­ ми, немцами, финнами, панами. Про саамскую смекалку и находчивость можно прочесть в сказке «Про шведов», в которой старик хитростью уво­ дит от погоста Вороньего врагов к морю на скалы: «Старик вперед дви­ нулся, ехал, ехал, вошел на старую гору, остановился, нож выдернул из рем­ ня, веревку пополам перерезал и быка стеганул, выпустил вниз со скалы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz