Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

380 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Человек в своем воображении способен создать образ несуществующих в реальности вещей или наделить предметы быта волшебными качествами. Саамы очень любили медную посуду: котлы, чайники, ковши, рукомойни­ ки и очеловечивали их, наделяя голосом, мыслями. Об этом рассказывает­ ся в сказке «О чем котлы говорили». Одна хозяйка «чистотка», другая — грязнуля. Одна каждый день чистит свой котел так, что он у нее блестит и звенит, другая — закоптила, засалила жиром свой котел до такой степени, что он совсем перестал звучать. Бытовая сказка, значит и наставления в ней будут тоже бытового характера — «Только тогда поняла она, что и котел надо держать в чистоте и в чести» [3, с. 282]. В другой сказке разговаривают неводы, хозяевами которых являются братья: один бойкий да работящий, другой — ленивый, неохочий следить за своим неводом. Вот невод бойкого брата спрашивает невод брата ленивого: « — Много ли у тебя в матице бывает? — О, у меня много бывает, не одна тысяча рыбин бывает, да только все мимо проходят, нету силы держать. Весь-то я дырявый, все у меня розно, вся прядина разлетается врозь» [3, с. 282] и так далее. Как видно, смысл тот же самый, что и с котлами. Людмила Васильевна Хомич писала, что саамские сказки — моаййнас — разнообразны по форме и содержанию. Есть сказки детские, например, Тал баяс (сказка о медведе), о роаввк баяс — человеке-мертвеце, о чаххкли. Эти сказки больше подходят к жанру развлекательному. Короткие шутливые рассказы назидательного содержания, бывальщи­ ны и побасенки (бойса) напоминают притчи, или мушштлуввэ: что вспом­ нилось, о том пою, — повествующие о событиях дня, иногда бытующие в форме песен. Большой интерес у всех вызывают саамские мифы и легенды — самь луввьт. В старину луввьт пропевались, текст их был стихотворным. При­ чем относились к ним, как к чему-то имеющему культовое значение. Наи­ более известный миф о Мяннташш — олене-человеке. Чарнолуский описал, как диктовал ему эту легенду саам Василий Тёлы- шев: «Из-за Каменского, из-за Лимандров далеких, где-то из нутра Земли от морё-окияну... бежит... бежит Мяндаш-пырре, начало дикарского кегору... Мяндаш-пырре бежит, Мяндаш-пырре летит... и встрепенулся...» [7, с. 23] Много сказов у саамов о солнце, северном сиянии, громе, преданий, свя­ занных с названиями тех или иных мест, горами, озерами. Рассказывая, са­ амы искренне верят в то, что все, о чем они говорят, было в прошлом. Мало дошло до нас сказаний о происхождении того или другого рода, зато имеется множество сказов, посвященных местам поклонения саамов. Особое место здесь занимают сказы и мифы о животных. Во всем этом раз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz