Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
Саамский фольклор Т Ъ начале XX века Г. Гёбель убежденно писал, что даже последний из лопарей едва ли найдет себе поэта, ко торый прославил бы его. И не будучи окруженным по этическим ореолом, постепенно совершенно незаметно для всех исчезнет. Ошибся орнитолог. Много поэтов, писателей оценили культуру саамского народа, богатую поэтическими преда ниями. Первая саамская поэтесса Октябрина Воронова в статье «Сказки и песни кольских саамов» писала, что самь моайй- нас, то есть сказки, с богатой фантазией, большим мастер ством и вдохновением неторопливо рассказывали мужчи ны и женщины, молодые и старые. Все зависело от того, на сколько развиты были у рассказчика воображение, кругозор, образное восприятие тех или иных явлений природы. Слу шая их, каждый мог побывать в том мире, который сумел передать сказитель. Волшебные истории — это отнюдь не историческая ока менелость. Древние элементы легко утерять, забыть или заменить какими-нибудь другими: достаточно только срав нить любую волшебную историю с какой-нибудь очень близ кой ей по сюжету, чтобы доказать это. Но тот, кто переска зывает волшебную историю, оставляя в ней те или другие сказочные мотивы, или придумывает новые, невольно оце нивает их художественную значимость. Даже когда в. вол шебных историях встречаются запреты, повседневный смысл которых уже утерян, их следует сохранить в сказаниях хотя бы из-за той великой мифологической значимости, которой обладают эти запреты, — об этом писал знаменитый вы думщик и сказочник Джон Толкиен.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz