Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

Саамский фольклор Т Ъ начале XX века Г. Гёбель убежденно писал, что даже последний из лопарей едва ли найдет себе поэта, ко­ торый прославил бы его. И не будучи окруженным по­ этическим ореолом, постепенно совершенно незаметно для всех исчезнет. Ошибся орнитолог. Много поэтов, писателей оценили культуру саамского народа, богатую поэтическими преда­ ниями. Первая саамская поэтесса Октябрина Воронова в статье «Сказки и песни кольских саамов» писала, что самь моайй- нас, то есть сказки, с богатой фантазией, большим мастер­ ством и вдохновением неторопливо рассказывали мужчи­ ны и женщины, молодые и старые. Все зависело от того, на­ сколько развиты были у рассказчика воображение, кругозор, образное восприятие тех или иных явлений природы. Слу­ шая их, каждый мог побывать в том мире, который сумел передать сказитель. Волшебные истории — это отнюдь не историческая ока­ менелость. Древние элементы легко утерять, забыть или заменить какими-нибудь другими: достаточно только срав­ нить любую волшебную историю с какой-нибудь очень близ­ кой ей по сюжету, чтобы доказать это. Но тот, кто переска­ зывает волшебную историю, оставляя в ней те или другие сказочные мотивы, или придумывает новые, невольно оце­ нивает их художественную значимость. Даже когда в. вол­ шебных историях встречаются запреты, повседневный смысл которых уже утерян, их следует сохранить в сказаниях хотя бы из-за той великой мифологической значимости, которой обладают эти запреты, — об этом писал знаменитый вы­ думщик и сказочник Джон Толкиен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz