Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

34 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель жи и убытки великие, и что у них на промыслах какова зверя и рыбы заста­ нут и то отымают насильством и связав бьют и мучат и всякое надругатель­ ство чинят, и возят с собою в Кольской острог и в Кольском остроге в тюрь­ ме морят голодом... И от тех, польских воеводских присылок и от продаж и разоренья присылыциков лопари и бобыли от промыслов своих и юртов отстали, живут убегаючи по болотам и по лесам и по озерам...» (Сборник грамот Коллегии экономии. — JL, 1929. — № 153. — Т. 2. — С. 490). И. Ф. Ушаков пишет, что получая от саамов челобитные с угрозами уйти в датские и шведские владения в первой половине XVII века, царское правительство не могло допустить ухода саамов за границу, без которых было «...почти невозможно поддерживать связь с Кольским острогом по суше. Поэтому оно стремилось оградить саамов от чрезмерных поборов и притеснений местных властей и частных лиц. Правительство выдавало саа­ мам охранные грамоты, которые запрещали приказным людям творить над ними насилия и обиды» [7, с. 137]. После принятия христианства саамы особо стали почитать и святого Николая Чудотворца как покровителя рыболовства во время морского лова. По мнению их, он также посылал плохую или хорошую погоду/ 8, с. 210]. Саамы наделили святого Николая Чудотворца чертами своего языческого бога — покровителя рыбаков Киозе-Олма. У зоолога, участника экспедиции по Кольскому полуострову в 1887 году, Александра Леонидовича Ященко записана даже сказка о вере саамов в помощь святого Николая: «Умер у лопарки муж. Затосковала она... По­ шла в лес, а навстречу ей усопший муж. Это сейт превратился в него. Обра­ довалась лопка и пошла за мужем в его лесную избу. Долго жили они вме­ сте. Родились у них два сына. Раз утром велит вдруг муж крепко-накрепко связать его веревкой и сказать, кто он такой. Испугалась женка, связала сейта веревкой, а сама с детьми за печку забилась. Умер днем сейт и лежит, не движется. Пришел вечер, и муж зашевелился, открыл глаза и встать хо­ чет. “Развяжи”, говорит, “не то плохо будет” . А лопка еще крепче к печке с детьми прижалась. Встал сейт, кой-как подошел к печке и жену зубами до­ стать хочет, да не может. А лопка молиться начала: “Выручи, Никола угод­ ник!” Скрипнула дверь, и пуще испугалась женка: “Другой, думает, сейт идет, смерть пришла!” и пуще Николаю угоднику молится. Отворилась дверь, вошел “кто-то”, взял лопку за руку и вывел вон из избы, а одного сына в избе оставить велел. Не хотела было оставить сына, да пригрозил ей “тот”, что оставит ее с сейтом. “Не твой, говорит, тот ребенок, а сейта. Смотри назад”. Обернулась лопка и видит: изба вся в огне. Вывел “он” ее на дорогу к погосту и исчез. Он-то и был сам Никола. А лопка с тех пор перестала тосковать по мужу» [10, с. 37 — 38]. А вот святой Евстафий Плакида покровительствовал оленям, чем зани­ мались в саамских мифах Луот-еменьт, Рассь-айке, другие [8, с. 210].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz