Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

366 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» тебя кбллм пацк — три косточки, то это — упряжка. Самый маленький пацк — человечек. Оленьи суставы, похожие на саночки, заменяли их. В отшлифованные блестящие косточки детям было очень интересно иг­ рать! Поставил две косточки в перехлест — вот тебе и кувакса, а ныммьп паццк — другая косточка — собачка... В этих играх отражалась жизнь саамов во временных жилищах во время кочевок по тундре. Каждая кос­ точка в таком наборе имела свое название. Во время игр обычно исполь­ зовали житейские сюжеты. Василий Алымов пишет: «Игрушек у детей мало, они играют тем, что попадает в руки: оленьим рогом, тряпочками, звериной лапкой, птичьим пе­ рышком. Сами дети любят делать себе оленей из лучинок. Застругивают но­ жиком на лучинках стружки в виде оленьих рогов и ног, и получается олень. Наделают себе целое стадо. Приделывают к ним тоже из лучинок саночки. Играют ими, изображают поездки, пастьбу оленей, олений обоз» [1]. Девочкам родители делали кукол из больших катушек для ниток. Об­ мотают в тряпочку — и кукла одета. А Мария Медведева вспоминала, что в детстве с девочками делала кукол из сена. Шили им малицы, тоборки, строили небольшую детскую куваксу и играли в дочки-матери. Играли, во всем копируя жизнь родителей в тундре. Причем куклы, сшитые детьми, особо представляют интерес для этнографов еще и с точки зрения эволю­ ции саамского костюма. Сегодня таких игрушек у саамских детей не найдешь, у них игрушки стали такими же, как у всех детей в стране, а те, старинные, только в музеях и увидишь. Хотя при желании оленьи-то косточки мать своему ребенку все­ гда может навыбирать из туши, а девочки на обычную куклу сшить саам­ ский костюм. И в заключение хочется сказать, что игра органически присуща детям любого возраста. Это и одно из важных средств самовыражения и проба сил. В играх ярче раскрывался характер ребенка, привычки, возможности. Подвижные, подражательные игры саамских детей прививали навыки бу­ дущей жизни и работы в тундре с оленями: умение быстро бегать, кидать аркан, стрелять в цель, ориентироваться в незнакомой местности, ловить рыбу, шить одежду и многое другое. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Алымов В. К. Лопари Кольского полуострова. — Мурманск, 1927. 2. Иванов-Дятлов Ф. Г. Наблюдения врача на Кольском полуострове (11 января -11 мая 1927 год).— Л., 1928. 3. Кожевников А. В. Солнце ездит на оленях. — М., 1972. 4. Пришвин М. М. За волшебным колобком. — М., 1984. 5. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989. 6. Харузин Н. Н. Русские лопари: Очерки. — 1890.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz