Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

365 Саамские игры ших сугробах делали настоящие снежные пещеры с множеством ходов и выходов. Там, в этих пещерах, и играли. Или ездили на собачьей упряжке. На санках была приделана игрушечная будка-домик, в котором маленькая Маша возила свою куклу, воображая себя пастухом. В летнее время игровыми местами были лужайки за погостом или места посреди погоста. Для игр использовали кости, рога, веревочки, платочки, ремни, шили из тюленьей шкуры мячи. М. Медведева вспоминала, как они в детстве с ребятишками в начале лета рыбу ловили ногами. Заходили бо­ сыми в речку Лунь, несмотря на то, что вода в ней была ледяная, и ждали, когда налим к ногам присосется. Затем выбегали на берег, и налим отпа­ дал. И ничего, что все лето потом ходили с синяками на ногах, зато домой улов приносили. По дороге в школу ребятишки силки на куропаток ставили, возвраща­ лись домой уже с добычей. В таких играх: кто больше рыбы поймает или Дочери Г. Е. Фефелова: Таня, Уля и Маша. Село Воронье куропаток принесет, уже в детстве приобретались навыки будущих рыба­ ков и охотников. Игрушки саамских детей Игрушки детям тундры давали кормильцы-олени. Разделывая тушу оле­ ня, мать обязательно вытащит пацкэтЬ — косточки, обмоет и даст ребенку. В пацки (по-саамски сиррэ пацкэгуэйм) играли, как в бабки. Алексей Ефи­ мович Юрьев — мой дед по материнской линии — рассказывал, что пацк в переводе на русский означает фаланги пальцев или оленьи копытца. Если у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz