Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
364 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» лал ему такую, а боевой конец вымазал сажей, замешанной на рыбьем жире, — и малец пускал ее в камни, в собак, в бабушку с дедушкой. Стрела, попадая в цель, оставляла на ней черное приметное пятнышко. И сколько было тогда у всех радости!» [3] Пудзэ-пудзэ соагкэ — в хозяина и оленя. Мальчуган, годов семи, и де вочка чуть постарше его играли в хозяина и оленя. Подражая всем оленьим повадкам: скоку, верчению головой, храпу, девочка убегала, а мальчуган старался заарканить ее. Пойманная, она изображала все оленьи увертки: упиралась, падала и сердито хоркала. Затем дети менялись ролями, девоч ка становилась хозяином, а мальчик — оленем. Пудзэ-пудзэ — поймать оленя. Играющие устанавливают несколько оле ньих рогов, от 15 до 30, на одной линии. С условного места игроки начина ют выбивать палкой оленьи рога. Кто больше выбил, тот, значит, больше и оленей поймал. Эта игра развивает ловкость и меткость. Пудзэ-пудзэ — поймать оленя-2. Играющие делятся на «оленей», «пас тухов» и «собак». «Олени» прикладывают к голове рога. Мальчики изоб ражают хирвасов, девочки — важенок. Всего играющих 15—20 человек. Двое-трое мальчиков — пастухи. Мальчики, которые изображают собак, гоняют стадо. Пастухи ловят оленей ляшшкэм нуррь — арканом. Обычно никто не хотел быть «собаками», и на их роль брали малышей, которым очень хотелось поучаствовать в игре. Коаба-коаба — игра в мяч и ямку. Играющие, разбившись на пары, вы бирали ведущих. Начинала игру первая пара игроков. Они вставали друг против друга и рыли ямки, а затем начинали катать мяч по земле рукой. Катить мяч надо было так, чтобы он попал в свою ямку. Если мяч попадал, надо его схватить и кинуть в остальных играющих. Тот, в кого попадали мячом, выбывал из игры. Вот что о саамских играх пишит Василий Алымов в книге «Лопари» (1930 года): «Игры у лопарских детей напоминают работу взрослых лопарей. Лю бимая игра у них — игра в оленей. Собирается кучка детей с оленьими рога ми в руках, приставляют эти рога к своей голове, придерживая их руками: потом с криком бросаются врассыпную: их догоняют другие дети, изобра жающие людей. Эта игра “Ловля оленей”. Играют еще и так в оленей. При вязывает мальчик или девочка к оленьим рогам веревочку, кладет рога на дорогу и бегом тащит за собой по снегу рога — это бежит олень. А другой кто-нибудь имеет в это время веревочку с петлей на конце — это человек. Как только “олень” побежит, “человек” бросает на него петлю, стараясь пой мать оленя за рога. Пойманный олень брыкается, как настоящий. В такой игре дети с самых ранних лет приучаются ловить оленей» [1]. Рассказ об играх своего детства Марии Медведевой С горок катались, на лыжах бегали, с крыш в сугробы прыгали. А еще Мария Медведева рассказывала, как они в селе Воронье в детстве в боль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz