Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

363 Саамские игры ду, потому что некрасивый, не пойду, потому что мать у тебя неласковая». Если соглашалась, говорила: «Пойду, чтобы чай пить, сахар и русский хлеб есть, шелковы сарафаны и обшитые кумачом приплечки носить, гамаши носить, которые скрипят — скрип-скрип, и сережки серебряные носить». После этого мальчик давал ей чашку и целовал. Описание игр врачом Ф. Г. Ивановым-Дятловым Ляшк-ляшк — набрось аркан. Группа мальчиков, вооруженная аркана­ ми, набрасывала их на натыканные в снег оленьи рога или на пробегаю­ щих девочек. Игра развивала у будущих оленеводов ловкость. Чуэрьв-чуэрьв — игра в бабки. В эту игру играли как дети, так и взрос­ лые. На снегу или на земле чертился круг диаметром около метра с неболь­ шим углублением. По прямой линии внутри круга каждый игрок уклады­ вал по одной или две бабки. С расстояния 15 метров каждый из играющих старался выбить рогом как можно больше бабок из круга. Рога для выби­ вания бабок подбирались тяжелые и прямые. Мурр палл-палл — пригони шар. Несколько ребят ставили по одному деревянному шарику у вбитой в снег палки в одном конце села. Пригнав­ ший шар меньшим количеством ударов считался победителем. Затем шар гнали обратно. Талл-талл, гу палл — в медведя. Играющие на поляне выбирают два камня или холма — это как бы их дома. Дети должны ходить друг к другу в гости, они перебегают от одного камня к другому. Медведь в это время должен ловить ребят. Он ловит их до тех пор, пока не поймает всех. Тогда выбирается новый медведь. Нурь-нурь — игра в веревочку. Веревочку, украшенную треугольника­ ми из сукна, берут в руки и становятся в круг. Водящий стоит в центре кру­ га. Все идут и поют. Водящий в это время должен запятнать тех, кто держит веревочку. Играющие быстро убирают руки. Тот, кого запятнают, стано­ вится на его место, но вначале исполняет какую-нибудь песню. Чуэз-чуэз — стадо. Дети изображают стадо оленей. Пастухи — двое иг­ рающих — запрягают несколько оленей-ребят в нарты и гонят стадо на пастбище, причем один пастух идет впереди стада, другой позади. Собаки — тоже дети — помогают пастухам загонять стадо. Волки — участники игры — могут нападать на стадо. Пастухи должны прогнать волков, им помогают собаки. Когда стадо пригоняют на место, игроки меняются ролями [2, с. 82]. Игры, описанные А. В. Кожевниковым В романе «Солнце ездит на оленях» А. В. Кожевников описывает игру ребенка в охотника так: «...младенец трех—четырех лет играл в охотника. В руках у него был лук с тупой, безобидной стрелой, — отец нарочно еде-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz