Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

Саамские игры Г рудно переоценить значение игровых моментов в вос­ питании детей. Посредством игры происходит то все­ стороннее влияние на развитие ребенка, которое по­ могает вырастить члена общества. Э. Б. Тайлор, этнограф, исследователь первобытной куль­ туры, писал, что его в играх детей прежде всего поражало то обстоятельство, что многие детские забавы были всего лишь шуточным подражанием серьезному жизненному делу, которым они, вырастая, будут заниматься. И таким обра­ зом игры служили детям настоящими уроками жизни. Дет­ ские игры, по мнению Тайлора, «воспроизводят иногда древ­ ние этапы истории, культуры, относящиеся к детскому пе­ риоду в истории человечества» [5]. Посредством игры познавалась культура народа, его са­ мобытность и неповторимость, Много для сохранения ста­ ринных саамских игр сделали ученые-исследователи: Н. Н. Харузин, В. В. Чарнолуский, врач Ф. Г. Иванов-Дятлов, Александра Андреевна Антонова, уроженка Териберки, Эми­ лия Константиновна Добрынина, уроженка Воронье, работ­ ники Ловозерского краеведческого музея и другие. Постара­ юсь описать саамские игры, которые удалось собрать. Назва­ ния к ним на кильдинском диалекте дала А. А. Антонова. Игры, описанные Н. Харузиным в книге «Русские лопари» Нючкант паяс — прыжки вверх. На снегу кто-нибудь из участников проводил черту. На некотором расстоянии от этой черты ставили знак. Каждый из участников отбегал от этого знака и, подбежав к черте, прыгал. Кто прыгал даль­ ше, тот и побеждал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz