Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
32 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Впоследствии монастырь был обращен в при ходскую церковь. В часовне этого прихода поко ятся мощи Лазаря-Аввы Муромского, который упокоился 8 марта 1391 года, прожив 105 лет. Трифон Печенгский сохранился в преданиях саамов как святой, преподобный, праведный, светлый лопарский апостол. Родился он в Торж ке примерно в 1485 году в семье священника и в миру носил имя Митрофан. Кротким нравом не отличался, а силы и храбрости ему было не зани мать. Однажды он услышал голос свыше, направ ляющий его на Крайний Север к язычникам ло парям, чтобы просвещать и крестить их в право славную веру. На берегу реки Печенги им была построена церковь Святой Троицы, которая че рез три года была освящена иеромонахом Или ей. Он же постриг в монахи и самого Трифона. Произошло это 1 февраля 1533 года, как указывает нам церковный историк Н. Ф. Корольков в книге «Трифоно-Печенгский монастырь и преподобный Трифон» (1908). Около церкви были построены кельи, в которых и жили иноки — новокрещенные саамы. Жилинский Алексей Александрович, архангельский краевед и зоо лог, пишет, что Печенгский монастырь «возник в период значительного оживления Севера и даже сам входил в торговые сношения с Голландией» [1, с. 163]. Игорь Чесноков, журналист, краевед, писатель, предполагает: «В каком именно виде и составе существовал Печенгский монастырь в те чение первых двух десятилетий — неизвестно. Скорее всего — как неболь шой скит с несколькими монашествующими, заботившимися, однако не только о себе, но и об окрестных лопарях — соседях... Основанный во второй половине XVI века Трифоном монастырь стал на Крайнем Севере оплотом православия, пограничным поселением русских, самим фактом своего существования утвердившим окончательное право юрисдикции Рос сии над всеми землями к востоку от Печенги и Паза» [9]. На левом берегу реки Паз Трифоном была поставлена церковь Бориса и Глеба. Д. Н. Островский высказал в свое время предположение, что лопа ри крещены были в реке Паз у того места, где преподобным Трифоном была построена церковь Бориса и Глеба. Умер лопарский проповедник 15 декаб ря 1583 года в возрасте 98 лет. Около 1570 года на Терском берегу Лапландии поселился монах Феог- ност, который в результате своей длительной проповеднической деятель ности убедил саамов принять христианство. По его просьбе близ устья Поноя царевыми плотниками был возведен храм во имя апостолов Петра и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz