Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

355 Самобытность саамских песен Праздничные песни саамами исполняются в веселом игриво-шутливом тоне и чем-то напоминают русские частушки. Много саамских частушек написано у Софьи Якимович. Старинные саамские луввьт можно сегодня еще услышать в исполнении Павлы Ивановны Коньковой, Марии Иванов­ ны Захаровой, Ганны Поликарповны Зубец, Анны Ефимовны Навохатько, Софьи Ефимовны Якимович, Екатерины Николаевны Коркиной. С какой нежностью пишет о своей матери Светлана Заборщикова в ста­ тье «Мамина песня ЗЕучит в моем сердце». О том, как та в пути постоянно пела саамскую луввьт и слезы катились по ее прекрасному лицу. В песне жен­ щина воспевала бескрайнюю тундру, благодарила небо и землю за то, что они есть, пела обо всем, что мечталось, что мучило, вспомнила своих родите­ лей, братьев и сестер. Сорвановский напев своей матери Светлана и получи­ ла в наследство. И сегодня в кругу друзей и родных женщина напевает: Чарр тонн, чарр, пуййт тбнн вярр, Коз тбнн уййтэкь мбджесь чарр... Ам вуэй тбн вуаййлаххьтэ, Мбджесь чарр... (Тундра, ты, тундра, жирный твой суп, куда ты ушла, красивая тундра... не могу тебя забыть, красивая тундра) В 1989 году в Эстонии состоялся фольклорный фестиваль, на который вновь была приглашена Екатерина Николаевна Коркина — инициатор про­ екта. Новая встреча— теперь с Илпо Саастамойненом, музыковедом из Фин­ ляндии, много лет занимающимся саамскими песнями. Здесь-то и возникла идея совместного проекта, посвященного традиционной саамской песне. В 1994 году был заключен официальный договор между Комитетом по делам коренных народов Севера, Комитетом по культуре и искусству ад­ министрации Мурманской области и представителями университета Тромсё (Норвегия), руководитель проекта Уло Графф — работник музея при уни­ верситете, а также Центра мировой музыки (Финляндия) и руководителем Илпо Саастамойненом. По проекту предполагалось собрать как можно больше песен, сведений о них, традициях их исполнения. Музыкальная им­ провизация является до сих пор одной из самых волнующих тем: ведь пе­ ние восточных саамов отличается от пения саамов скандинавских. Изучая песни саамов Кольского полуострова, можно узнать о древней культуре вообще всех саамов. Наличие общих черт в их творчестве говорит о том, что перед нами очень древняя саамская культура. Хочу привести в пример песню О. В. Юлиной о красивой оленихе- важенке:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz