Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
354 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Этнограф Н. Н. Волков рассказы вал о том, как ему Ф. И. Данилов по зволил записать колдовское пение — «ойкование» старухи, узнававшей о судьбе пропавших оленей. Вот русский текст этого «ойкования»: Бабушка, бабушка, Поспавши, встала. Видела во сне, что Бык (олений) жив. Бык в сторону огня Стал боком, говорит: Ступайте, дети. Бык оброс шерстью, Двое стоят, третий — он. Сумеете взять. Не сумеете взять, Другой раз и глазом Не увидите. По словам Данилова, бабушка, дер жа в руке вертикально нож, лезвием вверх, водила им по сторонам, глаза же Павла Ивановна Конькова ее были опущены книзу. Приснивший ся во сне колдовской бабке олень при стал к двум диким и, посылая за ним детей, она предупреждала, что если они не сумеют его сразу поймать, в другой раз уже не поймают. Яанн Сарв в статье «Песни про сватовство кольских саамов» пишет, что в песнях нотозерских саамов прослеживаются характерные черты, чет кая строфическая структура и четкий ритмический рисунок. Практически то же самое выявлено и в песнях бабинских саамов. А вот кильдинские и иокангские песни выделяются более свободной структурой. Нередко песни исполняются на двух нотах в секунду или терцию. Также он отмечает, что для песен всех диалектных групп кольских саамов характерно пение со сло вами, что отличает их от йоек скандинавских саамов. И добавляет, что коль- ские саамы в своих песнях местами употребляют поэтические приемы, ха рактерные для рунических песен, — аллитерацию, параллелизм, восьми сложное строение стиха, метафоры. Особенно эти явления прослеживаются в песнях нотозерских и бабинских саамов. В. В. Сенкевич-Гудкова отмечает, что единственными песнями, по сло вам старых саамов, лишенными элементов импровизации, были магиче ские песни-заклинания. Может быть, именно магия и религия впервые по ставили саама перед необходимостью запоминать текст песен и при пении не нарушать в них ни одного слова или звука из суеверного страха. В других песнях саамы могли импровизировать, как душа желала во время пения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz