Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
352 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Далее, в статье «Элементы импровизации и традиционности на ранней ста дии развития фольклора» Сенкевич-Гудкова рассказывает, как просила спеть песню Марину Фадеевну Мошникову про мужа ее сестры, но та кате горически отказалась, мол, про Евдокима петь песен нынче нельзя. «Про того, кто недавно умер, петь у нас не годится. Ведь как я буду петь, то он будет перед глазами у меня как во сне стоять. А ему тяжело; зачем душу его тревож ить» ///, с. 131 — 132]. В 1967 году Ловозерский ансамбль «Луяврь» впервые вывез саамскую народную песню «Куххт паррьн» (Два жениха) на фестиваль в Ленинград, посвященный 50-летию Советской власти. С этого, сначала робко, а затем увереннее, стала возрождаться саамская песня. И все же, настоящие, серьез ные исследования начались только в 80-х годах. В 1984 году в Умбе проходил фольклорный фестиваль, куда была при глашена Коркина Екатерина Николаевна. Там ей посчастливилось позна комиться с эстонским музыковедом, композитором Яанном Сарве, кото рый приехал в Умбу в поисках новых народных песен. Саамские песни его заинтересовали, и он их записал. Вскоре в Эстонии появилась первая плас тинка саамских песен! Но необходим был и сборник — музыкальное посо бие. В 1987 году издательство «Советский композитор» выпустило новое научное издание «Саамские народные песни» [13]. Песни были собраны и переработаны Ириной Константиновной Травиной. Целью ее работы была «характеристика важнейших, типичных сторон саамского песенного народ ного творчества на основе анализа саамских народных песен», она отмеча ла «графичность (рисуночность) и красочность. Первая черта напоминает искусство резьбы по дереву или кости, характерные для народов Севера; вторая — ассоциируется с цветной гаммой северного сияния. Совокупность этих черт и создает неповторимость национального песенного колорита, его «картинность» [13]. И. К. Травиной были записаны песни пастухов-оленеводов, рыбаков, песни о выделке кожи, посвященные домашнему труду, изготовлению одеж ды, свадебные, любовные, шуточные и многие другие. Она отметила, что саамские песни особенно драматические, завораживающие «тонкой красо той напевов, изысканной виртуозностью, требующей высокой исполнитель ской техники». Отмечает в своей книге Ирина Константиновна таких мас теров саамского пения, как Марфа Игнатьевна Кириллова, многие песни которой не имели слов, но «глубокое чувство самозабвения, страстность говорят о подлинно высоком искусстве, волнующем и прекрасном». Мастерски, задушевно исполняли песни Ирина Игнатьевна, Анна Пан филовна Галкины, Ольга Васильевна Юлина, Анна Павловна и Степанида Павловна Сорвановы. Знатоками саамских песен были Максим Петрович Кириллов, Изосима Иванович Кузьмин, Василий Семенович и Анна Поли- карповна Сорвановы, Терентий Ануфриевич Захаров, Лука Ильич Галкин, Анна Ивановна Кузьмина, Мария Филипповна Данилова и многие другие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz