Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

352 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Далее, в статье «Элементы импровизации и традиционности на ранней ста­ дии развития фольклора» Сенкевич-Гудкова рассказывает, как просила спеть песню Марину Фадеевну Мошникову про мужа ее сестры, но та кате­ горически отказалась, мол, про Евдокима петь песен нынче нельзя. «Про того, кто недавно умер, петь у нас не годится. Ведь как я буду петь, то он будет перед глазами у меня как во сне стоять. А ему тяжело; зачем душу его тревож ить» ///, с. 131 — 132]. В 1967 году Ловозерский ансамбль «Луяврь» впервые вывез саамскую народную песню «Куххт паррьн» (Два жениха) на фестиваль в Ленинград, посвященный 50-летию Советской власти. С этого, сначала робко, а затем увереннее, стала возрождаться саамская песня. И все же, настоящие, серьез­ ные исследования начались только в 80-х годах. В 1984 году в Умбе проходил фольклорный фестиваль, куда была при­ глашена Коркина Екатерина Николаевна. Там ей посчастливилось позна­ комиться с эстонским музыковедом, композитором Яанном Сарве, кото­ рый приехал в Умбу в поисках новых народных песен. Саамские песни его заинтересовали, и он их записал. Вскоре в Эстонии появилась первая плас­ тинка саамских песен! Но необходим был и сборник — музыкальное посо­ бие. В 1987 году издательство «Советский композитор» выпустило новое научное издание «Саамские народные песни» [13]. Песни были собраны и переработаны Ириной Константиновной Травиной. Целью ее работы была «характеристика важнейших, типичных сторон саамского песенного народ­ ного творчества на основе анализа саамских народных песен», она отмеча­ ла «графичность (рисуночность) и красочность. Первая черта напоминает искусство резьбы по дереву или кости, характерные для народов Севера; вторая — ассоциируется с цветной гаммой северного сияния. Совокупность этих черт и создает неповторимость национального песенного колорита, его «картинность» [13]. И. К. Травиной были записаны песни пастухов-оленеводов, рыбаков, песни о выделке кожи, посвященные домашнему труду, изготовлению одеж­ ды, свадебные, любовные, шуточные и многие другие. Она отметила, что саамские песни особенно драматические, завораживающие «тонкой красо­ той напевов, изысканной виртуозностью, требующей высокой исполнитель­ ской техники». Отмечает в своей книге Ирина Константиновна таких мас­ теров саамского пения, как Марфа Игнатьевна Кириллова, многие песни которой не имели слов, но «глубокое чувство самозабвения, страстность говорят о подлинно высоком искусстве, волнующем и прекрасном». Мастерски, задушевно исполняли песни Ирина Игнатьевна, Анна Пан­ филовна Галкины, Ольга Васильевна Юлина, Анна Павловна и Степанида Павловна Сорвановы. Знатоками саамских песен были Максим Петрович Кириллов, Изосима Иванович Кузьмин, Василий Семенович и Анна Поли- карповна Сорвановы, Терентий Ануфриевич Захаров, Лука Ильич Галкин, Анна Ивановна Кузьмина, Мария Филипповна Данилова и многие другие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz