Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
350 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» песне, как ни в какой, чувствовалось наивно-восторженное поклонение са амов природе Лапландии: Спасибо тебе, осень черная! Ах, да спасибо тебе, суземок великий! Спасибо, суземок, за жизнь твою; Сыт я человек. Спасибо за оленя дикого, За рога его красивые! Ученый сумел сохранить для нас не только столь дорогие сведения о родственниках, но и их песни. Он утверждает, что они в высшей степени оригинальные и своеобразные. И в устном творчестве саамский народ су мел донести их до внуков и правнуков, сумел сберечь древнюю культуру и историю своих пращуров. Интересен рассказ саамской женщины Татьяны Филипповны Данило вой о пении ее мужа. Она говорила, что песня у него «...набегает, словно сон или видение... И родится из глубины души волна: что это явь или меч тание такое? И эта волна родится, бежит живыми словами в груди... Так к Илье моему, бывало, придет эта песня волной, и он запоет. Соседи услы шат — все придут, его не трогают ничуть, словечка никто не скажет, а он поет. Там же, где дитя убегает от матери — слезами поет, и мы все слезами омываемся» [9]. Алексей Кожевников в романе «Солнце ездит на оленях» пишет, саамы редко поют готовые, отшлифованные временем песни, они составляют свои. Споют и забудут. И когда один из героев убеждает саама, что песни надо запоминать, тот искренне удивляется: зачем, когда он в любой момент мо жет спеть новую, еще лучше прежней. А если какие-то песни остаются в памяти, их все равно, повторяя, обновляют, и песня постоянно меняется: «дает новые побеги, цветет по-иному, ветвится, как оленьи рога. Здесь вся природа подвижная, певучая: ветры, пурги сильные, реки порожистые, с водопадами, озера бурные. И человеку не петь, молчать — это странно, почти ненормально» [4, с. 184 — 185]. В 1931 году выходит в свет книга писателя Всеволода Владимировича Лебедева «К северным народам», в которой автор приводит пример сочи ненной саамской женщиной песни о нем: «От разговора до песни очень близ ко. Стоит лопарке чему-нибудь удивиться, она испускает напевное воскли цание и начинает быстро говорить, и не поймешь, песня это или разговор. Больше всего она поет, сидя за иглой, поет, разговаривая с иглой. Песня эта — протяжный разговор, и повторения нужды, чтобы лучше и скорее обдумать то, что лопарке пришло в голову» [1, с. 42]. Кандидат педагогических наук Люция Степановна Беляева отмечает, что обособленный образ жизни саамов, недостаток общения и вызывал к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz