Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
348 Книга вторая. «И з-за Каменского, из-за морё-окияну» как, например, белая голубка, лебедушка и другие, а прежде своих девушек парни сравнивали с веселыми чайками, с юркой кумжей... с важенками и даже с деревьями и цветами убогой лапландской флоры. Но больше всего ему понравилась первая услышанная песня, которая была «необычайно грациозна» и очень поэтична. Я приведу ее полностью, как записал Владимир Иванович Немирович-Данченко: «С Мурд-озера, пришел ко мне рыболов, старый богатый рыболов с Мурд-озера. Принес он с собою золотую сеть, золотую сеть, серебряную. Сказал он мне: девуш ка, послушай меня; я поймаю тебя в свою золотую сеть, золотую сеть, се ребряную. Я засмеялась рыболову: громко засмеялась ему, даже за вара- кой стало слышно. Поздно пришел ты сюда, старый рыболов, поздно при нес ты сюда, богач-рыболов, золотую сеть — серебряную. Прогадал ты свою рыбку, упустил ее... Уж давно попала она в чужую сеть, не в твою золотую — серебряную, а в простую пеньковую — плетеную. Не к тебе, богатому старику, а к бедному да молодому» [7, с. 198]. Николай Харузин подтверждает мнение Немировича-Данченко и уже смело говорит, что саам любит петь и поет почти всегда, где только ему не мешает работа или суеверный страх перед божествами. Но никогда не за поет он в лесу, где требует тишины Мец-хозин, не запоет, проезжая или проходя мимо древнего, ныне уже брошенного капища. «Но при рыбной ловле, при охоте, при домашних работах, в кегорах, во время своих путе шествий он любит петь и поет. Напев их представляет постоянное повыше ние и понижение тона на терцию. Лопарская песня чрезвычайно напомина ет переливание воды в ручье, тихое журчание потока» [14]. Он указал на то, что саамы часто поют песню мушштлуввэ, то есть о том, что им в дан ный момент вспомнилось или что увиделось. М. М. Пришвин в повести «За волшебным колобком» словами помора говорит: «Какие песни у лопина! Они — что работают, на чем ездят, то и поют. Был ли то олень, — поют, какой олень, невеста — так в каком платье. Вот мы теперь едем, он и запо ет: «Едем, едем» [8, с. 214]. В 1910 году на Кольский полуостров приезжает российский ученый Вла димир Юльевич Визе с целью собрать и записать, а также исследовать пес ни саамов. В Ловозерье он знакомится с местными жителями, среди кото рых, как уже упоминалось, находились и мои родичи — прапрадед Максим Галкин и его сын, мой прадед Федот Галкин. Благодаря запискам ученого мне удалось открыть не только «новое» в саамской песне, но и найти доро гие и ценные сведения о моих дедах. Итак, обратимся к статье Визе «Лопарская музыка», где он пишет: «Я позволю себе сказать здесь несколько слов о своеобразной манере пения лопарей. Прежде всего, в пении лопарей обращает на себя внимание вибра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz