Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
347 Самобытность саамских песен Пожалуй, до посещения саамской земли В. И. Немировичем-Данченко, все предыдущие исследователи утверждали то же самое. Василий Ивано вич в книге «Страна холода» рассказывает, как однажды, собирая саам ский фольклор, он в разговоре с одним священником, услышал: «Помилуй те, что вы хотите? Дикий народ! Не токмо что песни их слушать, а и гово рить с ними мне, по образованию моему, постыдно и противно. Дикость ихняя мне претит» [7, с. 339]. И все же брат знаменитого театрального режиссера не поверил тому, что может существовать народ без своих песен, стал настойчиво разыски вать их. И его труды не остались напрасными. Однажды, когда он плыл с саамами на лодке, услышал, как лопарка «запела сначала тихо, про себя, а потом и громче... Звуки были чрезвычай но оригинальны. Гортанные, тихие, но в высшей степени монотонные, они не лишены были своеобразной прелести. Новость ли мотива подействова ла на меня, или в самой песне, действительно, звучало что-то мягкое, не уловимо красивое, только эти звуки казались под стать и грустным тонам вечера, и молчанию окружающего безлюдья, и неподвижному простору Имандры» [7, с. 341]. Так начинал свое открытие саамских песен ученый- этнограф В. И. Немирович-Данченко. Он узнал от саамов, что песни свои они слагали на свадьбах и праздниках, на суймах и в пути, когда переезжа ли райдой с места на место, кочуя за оленями. Он спрашивал, о чем же пес ни старых лопарей, и ему рассказывали, что поют они про девок и про му жиков, про то, как тоскует жених по невесте, как жена по мужу скучает... Про охоту и про оленя поют [7, с. 343]. Слышал он песни и о «старых нападениях» чуди на саамов. Слагались песни прямо на зимних посиделках «молодежь поет любовные песни, каж дый своей девушке. Песни эти иногда импровизируются на месте. В том и состоит искусство лучших певцов. В одном «кентище» он услышал песню старой лопарки, которая была посвящена ей, где она чествовалась как «бе лая важенка» [7, с. 360]. Он приводит конец этой песни: Пойду я на горы, на высокие крутые вараки... Пойду я на вараки... Возьму я с собой стрелы, большие железные копья, Возьму я с собой стрелы, Набью я на вараках диких оленей, крупных и жирных оленей. Набью я оленей. И сыграю я свадьбу, веселую, пьяную свадьбу. Сыграю я свадьбу... Владимир Иванович говорил, что к концу XIX века, саамы начинают в своих песнях заимствовать русские сравнения для своих любовных песен,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz