Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
Самобытность саамских песен книге Владимира Мегре «Пространство любви» рас- яж сказывается об удивительной женщине Анастасии, живущей в Сибири и сохранившей знания предков, знания Божьей истины. Казалось бы, причем здесь книги Мегре и саамские песни, но когда прочла научения Анаста сии, радостно воскликнула: «Да ведь так наши саамы поют!» Анастасия говорит девочке, которую учит пению: «Ты по пробуй, Анечка, пока петь без слов, повторяй голосом за птичками, как услышишь их, за водой, когда журчит она, за шелестом листвы и ветерком, когда сильный он и завывает в ветвях. И у травки звуков много. Много чистых звуков вокруг услышишь, если слышать захочешь. Им и попробуй своим голосом подражать. Они лучшими твоими учителя ми будут » [6, с 76]. Этнограф М. А. Лапина пишет о том, что когда-то древ ний человек, ощущал себя частью окружающей природы, которая давала ему пищу для творчества — ритмичный бег оленя, плеск воды, скрип полозьев, свист ветра, голоса птиц и зверей... Таежный человек умел видеть, слышать, жить по зако нам природы. Отсюда у северных народов такие неповто римые узоры и оригинальные звуки в пении. Музыковед В. В. Сенкевич-Гудкова в статье «Проблема звуковой изобразительности саамского слова» [10] также говорит о звукоподражательности саамских слов, имитиру ющих различные крики птиц и зверей, какой-либо шум, звон, плеск, скрип и так далее. В последней четверти XIX века этнограф Кельсиев, по бывавший в Лапландии, написал, что лопари не имеют ни каких музыкальных инструментов, не поют и песен не знают.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz