Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

Крещение саамов ~Г% «Кратком историческом описании приходов и церк- ЖЪ вей Архангельской епархии» написано, что «начало просвещению русских лопарей Христовою верою по­ ложил в XIV веке преподобный Лазарь Мурманский, пост- риженник Константинопольской, или Ново Римской оби­ тели... Окончательное же распространение его среди лопа­ рей совершено было преподобным Трифоном Печенгским (в сообществе) и с Феодоритом Кольским, одновременно с ним трудившемся среди лопарей» [2]. О Лазаре Мурманском (1286—1391), или Муромском, не­ много сведений. В «Журнале Министерства народного про­ свещения» за 1868 год в статье «Просветители лопарей Фе­ одорит и святой Трифон» говорится о том, что первый про­ светитель лопарей был современником святого Стефана. В 1352 году он прибыл в Новгород к архиепископу Васи­ лию и жил при нем 9 лет, присутствовал при кончине святи­ теля. Однажды ночью святитель Василий явился Лазарю и велел ему идти в северную страну на озеро Онегу крестить лопарей. Лазарь сначала не внял велению святителя, и тог­ да тот второй раз пришел к нему во сне. Лазарю ничего не оставалось, как отправиться на Онегу. Но жившие по бере­ гам Онежского озера лопари и чудь всячески притесняли инока и сожгли хижину. Но когда он чудесным образом ис­ целил сына лопарского старейшины, язычники перестали оскорблять и преследовать Лазаря, а некоторые из них про­ никлись его верой, обратились к Христу и даже приняли мо­ нашество. Таким образом и был основан Мурманский, или Муромский, монастырь, который находился в 60-ти верстах от Пудожи и в 70-ти от Вытегры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz