Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

344 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Интересно замечание JI. В. Хомич о том, что учеными не найдено ана­ логий положению саамского бубна во время культовых действий у других народов. Она пишет, что, судя по описанию Н. Харузина, нуэйт держал бубен горизонтально, это кстати соответствует и позе шамана — нуэйта — на экспозиции в музее Стокгольма. Вот с этим вполне можно согласиться с ней, что «существенно было бы найти аналогичное использование бубна у других народов» [10, с. 121]. Профессор К. Р. Виклунд (Швеция), побывавший в Русской Лапландии в начале века, писал о том, что саамы в старину при многих религиозных обрядах, при волховании, при лечении больных употребляли особого уст­ ройства и формы пояс-почень. Пояс в свернутом виде напоминал бубен, только не был обтянут кожей. «Пояс-почень был сделан из черной полосы кожи, длиной в обхват та- льи среднего человека, а шириною около 1/4 аршина; он был обшит сукон­ ными лентами трех цветов: верхняя лента — желтого цвета, средняя — лю­ бимого лопарями, красного цвета и нижняя — черного цвета; по полосам от одного края до другого, т. е. сверху донизу, была крупная вышивка из бисера разных цветов, как изображено на рисунке. Сзади пояса имелось три медных кольца в один вершок в диаметре, при­ шитых сверху; снизу кольца не были пришиты... При лечении пояс обноси­ ли три раза около поясницы больного, но больному не одевали; после тре­ тьего обноса пояса больной ударял кебуна 3 раза ладонью правой руки по спине и говорил ему: “Будьте у тебя глаза светлые, ноги крепкие, чтобы ты лучше помог мне” . Кебун отвечал: “Завтра все узнаешь” . На ночь перед сном кебун одевает пояс на себя и ложится спать; во сне он должен увидеть судьбы больного...» [11, с. 487 — 488] Пользуются ли саамы куэмдес сегодня? Пользуются. Есть и свои масте­ ра. Только предназначение саамского бубна совсем другое. Сегодня ни один саамский ансамбль не обходится в своих выступлениях без бубнов. Что же касается магических обрядов с куемдес, то они держатся саамскими людь­ ми в тайне. И расписанных современных куэмдес мне видеть пока не прихо­ дилось.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz