Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

343 Лапландские нуэйты Вокруг «вожжей солнца» помещались еще и символы в виде крестов, которые предназначались духам праздничных дней Айлекесь-олма — «свя­ тым мужьям». Обычно первым крестом обозначался П ассь-пёйв - аййк— дух воскресенья. На второй «вожже» помещалось изображение «суб­ ботнего духа» — СуветЬ-аййк. И третьим святым был Пётнэцаййк — по­ кровитель пятницы, именно в этот день особо хорошо шло колдовство. Кроме солнца, луны, «святых мужей», звезд, на бубнах изображались духи-покровители нуэйтов: кольца, амулеты, стилизованные изображения окружающей среды (животных, жилищ, птиц и т. д.). Далеко не все знаки на бубнах удалось расшифровать ученым-этнографам, но некоторые из них в чем-то напоминают клейма — родовые знаки собственности. На куэмдесе располагалось и специальное кольцо— арпа, или бирра, кото­ рое при гадании прыгало, когда колотили по бубну колотушкой из оленьего рога, заячьей лапы или просто из дерева. Финский музыковед Илпа Состанай- нен обозначил в работе с бубном у саам­ ских нуэйтов четыре уровня значения: 1. Самый древний — само действо ну­ эйта. 2. Связанный с железным веком, отсю­ да стук молоточка о кожу бубна. 3. Искусства— артистизм, пение, поэзия. 4. Скрытый, обозначающий сексуаль­ ность и связь с духами или богами (рели­ гиозными верованиями). Форма бубна в каждом районе Лап­ ландии была своя, как и рисунок, отража­ ющий субъективное представление от­ дельного нуэйта о трех мирах: нижнем, среднем и верхнем. Во время кикования на поверхность буб­ на нуэйт укладывал связанные цепочкой медные кольца, размещая их на изображе­ нии Солнца, то есть в центре. Раздвоенным молотком из рога нуэйт ударял в бубен та­ ким образам, чтобы кольца пришли в дви­ жение. Проделывая это, он пел высоким голосом, называемым юке. Все присутству­ ющие, будь то мужчины или женщины, при­ соединялись к песнопению, но более низки­ ми голосами, называемыми дуура. Слова песни обычно обращались к тому месту, откуда саамы желали получить известие. Различные солярные знаки — изображения Бога Солнца — Пёййв Изображения на саамских бубнах различных богов и духов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz