Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

342 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Изображения на бубне: 1. Знак Бога Солнца — Пёййв, 2. Знак Бога Грома — Аййк, 3. Знак покровителя ветров — Пьегг-олма, 4. Знак Богини Земли — Моаннтар-оаххк, 5. Знак хозяйки страны матери смерти — Яммье-акка-айбмо, 6. Мертвый нуэйт — роаввк. 7. Медведь — талл. Солярные знаки Бога Солнца —Пёййв Раньше в каждом роду западных саамов, как пишет Вустман Эрих [2], хранилось не­ сколько бубнов: больших и малых, круглых и овальных, — на все случаи жизни: для свадьбы, на рождение ребенка, от болезней и так далее. У каждого куэмдеса свой звук. Возьмет нуэйт в руки бубен и прежде чем киковать, узнает, как настроены к нему духи. Бросит в огонь несколько веточек можжевельника и следит, как дым пойдет. Если стелется — нечего и думать духов беспокоить, если пря­ мо в небо поднимается, то самое время об­ ращаться к ним: куэмдес — к огню, коже надо просохнуть, натянуться, тогда и звуки, издаваемые им, будут чистые, звонкие. При изготовлении куэмдэса необходимо соблюдать целый ряд правил и обрядов. Очень важно найти дерево, растущее посо­ лонь (по движению солнца, с востока на за­ пад), что угодно богу Солнца— Пёййву. Луч­ ше всего бубен делать из березы (дерево плот­ ное и звонкое), но некоторые нуэйты березе предпочитали сосну или ель. Из ольховой коры разводили бурую краску и на выделан­ ную шкуру оленя наносили рисунки. Пользовались бубном нуэйты или старей­ шины родов в следующих случаях [9, с. 219]: 1. Выясняя, что происходит в других ме­ стах. 2. Выявляя пропажу какой-нибудь вещи или животного. 3. Предсказывая исход будущего дела или болезни. 4. Для исцеления больного. 5. Определяя, какому богу и какое животное приносить в жертву. 6. Вызывая на кого-нибудь гнев духов, например, на чудь. В древности саамы поклонялись Солнцу и Луне, обожествляли стихий­ ные явления, связывая их со своим благополучием и изображая на бубнах условными знаками. Солнце рисовали в виде квадрата, ромба или круга, от которых в четыре стороны отходили линии, «чтобы обозначить, что власть солнца распространяется на всю землю» [9, с. 143]. Эти линии на саамском языке носили название четыре «вожжи солнца».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz