Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
341 Лапландские нуэйты Мария Гавриловна Медведева с бубном В дальнейшем, рассказывая о саамском бубне, будем употреблять тер мин куэмдес, который является главной ритуальной принадлежностью ну эйта Лапландии. Сегодня старинный саамский куэмдес не найти, разве мож но только увидеть его в музеях, как пишет Людмила Васильевна Хомич. Из ее статьи выясняется, что саамы в XVII—XVIII веках в дар европейским государям часто посылали в качестве подарков свои бубны, что «автор пре красного монографического исследования о бубнах саамов Э. Манкер опи сал свыше 70 старинных бубнов из музеев стран Западной Европы (Фран ции, Германии и др. (1938). Современный финский исследователь саамов Ю. Пентикайнен (1987) обнаружил саамский бубен в Риме» [10, с. 120]. Это, конечно, хорошо, что хотя бы в музеях сохранились саамские бубны, но вот с утверждением, что саамы дарили свои бубны, не соглашусь. Дело в том, что бубен в саамской семье был самой священной вещью, от которой подчас зависела жизнь человека, и хозяин не расставался с ним во время всех кочевок. Бубен был настолько священным предметом, что ни одна женщина из семьи, если она не посвящена в нуэйты, не имела права прика саться к нему. Были даже свои поверья: если женщина пройдет по дороге, по которой пронесен бубен, то тотчас умрет или будет сильно болеть. Та кая опасность для женщин сохранялась три дня, затем чары пропадали. Думаю, что при частых набегах чуди и шведских конунгов на земли лап ландцев, разорении саамского мира, грабежах вместе с мехами, утварью к врагам попадали и святыни саамов — бубны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz