Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

341 Лапландские нуэйты Мария Гавриловна Медведева с бубном В дальнейшем, рассказывая о саамском бубне, будем употреблять тер­ мин куэмдес, который является главной ритуальной принадлежностью ну­ эйта Лапландии. Сегодня старинный саамский куэмдес не найти, разве мож­ но только увидеть его в музеях, как пишет Людмила Васильевна Хомич. Из ее статьи выясняется, что саамы в XVII—XVIII веках в дар европейским государям часто посылали в качестве подарков свои бубны, что «автор пре­ красного монографического исследования о бубнах саамов Э. Манкер опи­ сал свыше 70 старинных бубнов из музеев стран Западной Европы (Фран­ ции, Германии и др. (1938). Современный финский исследователь саамов Ю. Пентикайнен (1987) обнаружил саамский бубен в Риме» [10, с. 120]. Это, конечно, хорошо, что хотя бы в музеях сохранились саамские бубны, но вот с утверждением, что саамы дарили свои бубны, не соглашусь. Дело в том, что бубен в саамской семье был самой священной вещью, от которой подчас зависела жизнь человека, и хозяин не расставался с ним во время всех кочевок. Бубен был настолько священным предметом, что ни одна женщина из семьи, если она не посвящена в нуэйты, не имела права прика­ саться к нему. Были даже свои поверья: если женщина пройдет по дороге, по которой пронесен бубен, то тотчас умрет или будет сильно болеть. Та­ кая опасность для женщин сохранялась три дня, затем чары пропадали. Думаю, что при частых набегах чуди и шведских конунгов на земли лап­ ландцев, разорении саамского мира, грабежах вместе с мехами, утварью к врагам попадали и святыни саамов — бубны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz