Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

340 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» ки из финского эпоса «Калевала», обработанного Элиасом Лёнротом, в ко­ тором мать пытается удержать своего сына от поездки в Лапландию: Не ходи, ты, мой сыночек, В села дальние Похьелы Не ходи без чародейства, Без премудрости всевластной К очагам детей Похьелы, На поля детей лапландских... Запоет тебя лапландец, Заклянет тебя турьянец, У финнов для обозначения «сильного» колдуна употреблялось выраже­ ние «настоящий лопарь». В 1927 году саамы Семиостровского погоста по воспоминаниям Д. А. Золотарева из труда «Лопарская экспедиция» еще помнили последне­ го нуэйта Максима Мелентьева, умершего в конце XIX века, примерно око­ ло 1897 года. Очень многих интересовала Лапландия — маленький «кусок» девствен­ ной земли с ее сказочными необыкновенными жителями — лопью, которые «все до единого были колдунами и могли управлять явлениями природы». В настоящее время, когда саамы стремятся возродить культуру своих предков, обращаясь к сказаниям, легендам, песням, вновь появляются, пусть еще очень робко, свои знахари, целители, предсказатели. Саамские бубны Изучая топонимику по Географическому словарю Кольского полуост­ рова 1939 года, натыкаюсь на старинное название горы в районе священного для саамов Сейдозера Куэмдеспаххт — гора шаманского бубна. Куэмдес — бубен, паххт — гора. Но в статье Л. В. Хомич «Шаманский бубен саамов» приводит размыш­ ления Е. Д. Прокофьевой, которая называет саамский бубен словами «кан- нус», «кобдас», а колотушку — «арпой». В «Живописном обозрении» есть еще одно название бубна — рунбомь, хотя, думаю, оно принадлежит скандинавским саамам: «Кроме того, почти в каждом лапландском семействе был под рукою... оракул, или, как назы­ вали они, рунбомь, с которым советовались во всяком сомнительном слу­ чае. Этот рунбомь был род барабана из березовой коры; одна сторона его была покрыта фигурами, изображавшими богов добрых и злых, знаки не- счастия и благополучия. Когда лапландцу надобно было отправиться куда- нибудь в дорогу или заключить торговый договор, он кидал медный кру­ жок отпрыгивать, ударяя по рунбому, и знак на котором он останавливал­ ся, показывал, что ожидало его: успех или неудача» [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz