Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

339 Лапландские нуэйты Так нуэйта бурей и метелью спасла свой погост от смерти и разорения. В сказке, записанной Николаем Пинегиным, говорится об одном нуэй- те, который жил «долго-долго: три жизни». Частенько люди обращались к нему, когда их приходили грабить шиши. Он делал так: «...принесут все добро мужики к месту... к камню тому, а он, колдун, скажет слово чудесное и не видно станет добра; придут шиши, ничего не найдут... А уйдут — кол­ дун вернется, скажет слово, — опять все видно станет, унесут добро лопа­ ри. Только спрятал раз добро колдун, а сам помер. Так и не нашли лопари своего добра. Потом долго все ходили, все хотели клад тот взять, да не дается: слова настоящего не знали. Раньше хорошие колдуны были, и дед мой хороший колдун был, а тоже не мог достать» [5, с. 30]. То, что знающие саамы могут прятать или закрывать добро, это не сказ­ ки. Есть и сейчас еще саамские женщины, которые этим нередко пользуют­ ся. Насчет мужчин, не знаю, ничего не могу сказать, а саамские женщины, когда надо, спрячут любую вещь. Заметное влияние саамы оказали и на своих соседей — норвежцев. Се­ годня мало кто из норвежцев знает, что их король Улав принадлежит к так называемому Ольденбургскому дому, т. е. к Ольденбургской ветви коро­ лей. Конунг Харальд Прекрасноволосый (865—933 гг.) имел в женах дочь саамского главы рода и называли ее Сньофрид (Снежный покой) [7]. Сага повествует об этой любви так: «Встала тогда Сньофрид, дочь Свати, пре­ краснейшая из женщин, и налила конунгу полную чару меда. И он взял вме­ сте с чарою и руку ее и сразу точно огонь охватил его, и захотелось ему овла­ деть ею в ту же ночь. Но Свати сказал, что этому не бывать, разве что его силой заставят (отдать дочь), а только если конунг обручится с нею и возьмет ее по закону. И он обручился, и любил ее так безумно, что бросил власть всю и все, что его званию подобало, а сидел с нею ночь и день, пока они оба были в живых, а три года после ее смерти горевал он по ней, по умершей, а весь народ по нам, по обезумевшим» [1]. Такая любовь норвежцами оценива­ лась, как колдовские чары. С тех пор в крови норвежских королей и течет саамская кровь. Другая сага Од ды Монаха повествует о том, что родители Эйвинда, хоть и дожили до старости, а детей не нажили и обратились за помощью к саам­ скому нуэйту, чтоб тот путем колдовства помог им. Нуэйт направил дух зачатия в чрево матери. В России супруга второго русского царя из рода Романовых «затяжеле­ ла», царь Алексей Михайлович велел прислать из Колы саами-знахарку. Та и предсказала необыкновенную судьбу будущего императора России Пет­ ра Первого. А нуэйта получила за это якобы в награду остров в Кольском заливе (ныне о. Сальный). Многие писатели разных веков в своих произведениях рассказывали о колдовских способностях саамов. Чаще всего при этом приводятся строч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz