Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

338 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» влюбился так, что потерял голову. Забыл о воинском долге, о товарищах, о ратных успехах, о славе... Даже об отце с матерью забыл, и захотелось ему покорить сердце красавицы. Отец Марии был не только вождем, но и сильным нуэйтом, это он научил дочь, как влю­ бить в себя врага саамов, как заманить вловушку. Видя, что принц Ивар не собирается отправляться домой, во­ ины оставили ему все награбленные сокровища: дра­ гоценные камни, жемчуга, золотые монеты и, обещав вернуться через год, подались в свои земли. Как толь­ ко отряд Ивара ушел с саамской земли, саамы риту­ альным шаманским бубном убили его... Забрали тело врага, драгоценности и снялись с насиженных мест, будто растворились в пространстве тундр. Через год вернувшиеся воины-викинги не только не нашли свое­ го предводителя и драгоценности, но даже погоста здесь уже не было. С тех пор о том племени саамов никто в тундре не слышал». Вот такая легенда, такой силы колдовство саамских нуэйтов было. Но вернусь в более близкое к нам время — к царствованию на Руси князей. Один из них пригласил к себе двух саамских нуэйтов, чтобы те избавили его от смертельной болезни. Нуэйты излечили князя и в награду получили близ Аконтлаки, где они жили, право исключительных рыбных и звериных промыслов. В 1584 году лапландских нуэйтов пригласил к себе Иван Грозный для объяснения небесного знамения — кометы. Тогда же ему саамской нуэйтой была предсказана скорая смерть. «Распространен был и рассказ, по которому одна лопарская колдунья заставила сонм адских духов явиться перед норвежским королем Гадином; другая, по имени Крака, приготовила для сына Гадина, Ролло, похлебку такой силы, что если б Ролло ее съел, он должен бы был сделаться мудрым и красноречивым, но его младший брат, Эрик, отнял у него похлебку и съел ее, вследствие чего он стал умным, благодаря чему впоследствии он и дос­ тиг норвежской короны» [9, с. 214]. Слава о чародействе саамов утвердилась крепко, так как по России, Европе и Скандинавии ходило много рассказов о их силе. Например, дол­ гое время держалось мнение о том, что саамы имеют власть над ветрами. Об этом есть легенда. «В давнее время в Нотозерском погосте жила девка-нуэйта. Как-то утром разбудила она людей погоста и велела приготовить на три дня хлеба и воды в тупах и всем сидеть по домам, носа не высовывать. Сама спать легла. Как заснула, поднялась буря, метель — света белого не видать. Через три дня все утихло. Нуэйта проснулась и велела сородичам взять пищали и идти на мох. Когда они пришли, увидели шведов, что с погромом направлялись к их погосту. Большая часть уже замерзла, а которые были еще живы, тех убили».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz