Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

337 Лапландские нуэйты лечками, останавливалось, и колечки указывали на изображение бога, ко­ торый желал жертвы. Перед камланием — кикованием по-саамски — нуэйт целый день по­ стился, надевал лучшие одежды, на правую руку — оловянные цепи, через левое плечо перекидывал пояс. При жертвоприношениях женским боже­ ствам нуэйт надевал на голову льняную шапку. Каждый саамский нуэйт в стране усопших Соайвэ-олма, как пишет Н. Харузин, имел трех животных, находившихся в полном его распоряже­ нии. Из птиц это могли быть — ласточка, воробей, орел, лебедь, голубь или коршун (белые, черные, серые). Стоило нуэйту пением вызвать к себе птицу, как она уже летела впереди его души, обозначая дорогу, помогая в охоте, донося чужие речи и т. д. Рыбы переносили нуэйта в царство мертвых. Надо заметить, что духи нуэйтов могли передаваться и по наследству или быть купленными. В страну мертвых нуэйт обычно отправлялся для того, чтобы выяснить причину бо­ лезни или чтобы узнать, какими средствами умилостивить духов, чтобы спа­ сти заболевшего или хотя бы продлить ему жизнь еще на какое-то время. Как видим, Н. Харузин описал только, как саамские нуэйты использо­ вали птиц и рыб, то есть тех, кто помогал преодолевать путь в верхний и нижний миры. Ничего Харузин не говорит об олене, наверное, как само собой разумеющемся: олень помогал нуэйту, когда он устанавливал связь с богами и духами, обитающими на земле, или в среднем мире. Во время кикования, иступленной пляски с бубном нуэйт, обессилев, валился на землю замертво. Оцепенев, он какое-то время лежал. Саамы в эти мгновения охраняли нуэйта, не давая никому приблизиться, отгоняя даже мух и комаров. В это время душа нуэйта вступала в общение с духами, совершая путешествие в верхний или нижний миры. Любой шум был пагу­ бен для нуэйта. Духовная культура саамов до октябрьских событий 1917 года передава­ лась из уст в уста. Они не имели своей письменности. Хранителями легенд рода, племени в первую очередь были старейшины и нуэйты. Легенд о их чудесах в памяти народа осталось множество. В древней Руси бытовало мнение о саамах, как об опасных чародеях и ведунах, могущих открыть будущее. Автор статьи «Раскрыта тайна сокровищ Ивара?» [4] Петр Охотников приводит очень старую легенду. «Пришли на саамскую землю отряды завоевателей с Запада под представительством прекрасного ликом, но жестокого сердцем принца Ивара. Долго хозяйничали они в тундре, разоряя саамские погосты, истребив многие тысячи оленей, и не было силы противостоять им в разоре. Скорбь и плач поселились в тундре. Но однажды в летнем погосте на речке Вирме встретил жестокий принц саамскую красавицу Марию, дочь саамского вождя. Была она бела, как куропатка, легка, как чайка, пуглива, как молодая важенка. Увидел ее Ивар и 22 — 1390

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz