Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
337 Лапландские нуэйты лечками, останавливалось, и колечки указывали на изображение бога, ко торый желал жертвы. Перед камланием — кикованием по-саамски — нуэйт целый день по стился, надевал лучшие одежды, на правую руку — оловянные цепи, через левое плечо перекидывал пояс. При жертвоприношениях женским боже ствам нуэйт надевал на голову льняную шапку. Каждый саамский нуэйт в стране усопших Соайвэ-олма, как пишет Н. Харузин, имел трех животных, находившихся в полном его распоряже нии. Из птиц это могли быть — ласточка, воробей, орел, лебедь, голубь или коршун (белые, черные, серые). Стоило нуэйту пением вызвать к себе птицу, как она уже летела впереди его души, обозначая дорогу, помогая в охоте, донося чужие речи и т. д. Рыбы переносили нуэйта в царство мертвых. Надо заметить, что духи нуэйтов могли передаваться и по наследству или быть купленными. В страну мертвых нуэйт обычно отправлялся для того, чтобы выяснить причину бо лезни или чтобы узнать, какими средствами умилостивить духов, чтобы спа сти заболевшего или хотя бы продлить ему жизнь еще на какое-то время. Как видим, Н. Харузин описал только, как саамские нуэйты использо вали птиц и рыб, то есть тех, кто помогал преодолевать путь в верхний и нижний миры. Ничего Харузин не говорит об олене, наверное, как само собой разумеющемся: олень помогал нуэйту, когда он устанавливал связь с богами и духами, обитающими на земле, или в среднем мире. Во время кикования, иступленной пляски с бубном нуэйт, обессилев, валился на землю замертво. Оцепенев, он какое-то время лежал. Саамы в эти мгновения охраняли нуэйта, не давая никому приблизиться, отгоняя даже мух и комаров. В это время душа нуэйта вступала в общение с духами, совершая путешествие в верхний или нижний миры. Любой шум был пагу бен для нуэйта. Духовная культура саамов до октябрьских событий 1917 года передава лась из уст в уста. Они не имели своей письменности. Хранителями легенд рода, племени в первую очередь были старейшины и нуэйты. Легенд о их чудесах в памяти народа осталось множество. В древней Руси бытовало мнение о саамах, как об опасных чародеях и ведунах, могущих открыть будущее. Автор статьи «Раскрыта тайна сокровищ Ивара?» [4] Петр Охотников приводит очень старую легенду. «Пришли на саамскую землю отряды завоевателей с Запада под представительством прекрасного ликом, но жестокого сердцем принца Ивара. Долго хозяйничали они в тундре, разоряя саамские погосты, истребив многие тысячи оленей, и не было силы противостоять им в разоре. Скорбь и плач поселились в тундре. Но однажды в летнем погосте на речке Вирме встретил жестокий принц саамскую красавицу Марию, дочь саамского вождя. Была она бела, как куропатка, легка, как чайка, пуглива, как молодая важенка. Увидел ее Ивар и 22 — 1390
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz