Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
336 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Владимир Соловьев писал: «Не одни ближайшие финские соседи Лопа рей считали их за великих чародеев. Такая слава про них была распростра нена и в России, и в Западной Европе. Долгое время держалось мнение, что Лопари имеют власть над ветрами, что они завязывают три волшебных узла и когда развязывают один — подымаются ветры с умеренною силой; когда развязывают второй узел — начинают дуть ветры более сильные; когда раз вяжут третий — поднимется буря и гроза. Рассказывали также, что Лопари могут удержать корабли на ходу, так что никакая сила ветров не может их сдвинуть с места. Писатели XVII века описывают и даже изображают на рисунках особые (волшебные) орудия, посредством которых Лопари могут насылать болезни и смерть людям и животным» [8, с. 25]. Нуэйты у саамов считались людьми богоизбранными. Бывали, однако, и такие случаи, когда человек вдруг ни с того ни с сего объявлял себя нуэй- том. И как сообщает нам В. Рыков в статье «Шаманы Лапландии» [6], тог да сородичи устраивали ему проверку на «прочность». Они могли потребо вать облизать языком раскаленные железные предметы, несколько часов про быть легко одетым на морозе, назначались и другие испытания. Это не оттого, что саамы были людьми жестокосердными, нет, просто они искренне верили, что настоящему нуэйту испытания не принесут вреда, а если человек захотел присвоить имя нуэйта незаконно, он тут же будет разоблачен. Лапландские нуэйты лечили за плату, но если магия лечения не помога ла, без спора возвращали деньги назад. Руководили и принимали непо средственное участие в жертвоприношениях, общались с духами, предре кали будущее. Некоторые ученые считали шаманство ничем иным, как одним из са мых распространенных форм религии. При помощи бубна — куэмдаса — и своего действа нуэйты могли узнать о том, что происходило не только в чужом погосте, но и в чужой стране. По описаниям этнографов, можно предположить, что первоначально нуэйтом у саамов был глава семьи, позже нуэйты выделились в особую груп пу, где обязанности жреца исполнял старейшина рода. Прежде чем старейшины называли человека нуэйтом, тот обязан был пройти посвящение. Для этого несколько старых авторитетных нуэйтов при ходили к испытуемому и рассаживались так, что один старый нуэйт садил ся около дверей, скрещивая свои ноги с ногами молодого, который начи нал бить в бубен и петь. Если в это время покровитель чародеев Соайвэ- олма входил в жилище и переходил их ноги так, что его видели и старый и молодой, то испытуемый тут же объявлялся нуэйтом. Когда саамы хотели принести жертву какому-нибудь божеству, им не обходимо было убедиться в том, хочет ли избранное божество от них это го. Нуэйт начинал бить в бубен, а присутствующие — петь. Кольцо, сде ланное из ольхи и крепившееся к бубну с несколькими более мелкими ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz