Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
Лапландские нуэйты п далеком прошлом шаманский культ был присущ всем t j k народам земли. Слово «шаман», обозначающее кол дун, взято учеными из группы тунгусо-маньчжур ских языков и введено в лексикон мировой литературы. И все же у каждого народа было свое название колдуна. Так, у якутов был оюн, у ненцев — тадебя, у юкагиров — алма, у туркмен — пархан, у казахов — баксы, у хантов — елка- ку, у тунгусов — самань, у полинезийцев — таура , у славян — волхв, у саамов — нуэйт (в русском варианте — нойд. — Н. Б.). Нуэйт являлся посредником между миром духов и людь ми. Он совмещал в себе сразу несколько функций — жреца, знахаря, колдуна, ворожея. То есть был в современном по нимании философом, врачом, экстрасенсом, провидцем. Саамские нуэйты не разделялись на «белых» и «черных», добрых или злых. Нуэйт уважал искусство, переданное ему предками, и не имел права заведомо творить кому-то зло. И то, что некоторые действия нуэйтов наносили кому-то вред, нельзя было считать злом. Назначением их было слу жить и помогать людям своего рода, погоста, племени. Но мы должны помнить и о том, что, несмотря на свои необык новенные способности, любой нуэйт продолжал оставаться человеком во плоти и крови, с устоявшимся характером, при вычками — добрым, приветливым или вечно недовольным, злобным. Чаще всего нуэйтами становились люди в расцвете фи зических и духовных сил, имевшие здоровые, крепкие зубы и хорошую дикцию, чтобы четко и быстро произнести на говор или просьбу духам и богам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz