Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

Под Полярной звездой З везды далекие и близкие во все времена привлекали внимание людей. У Павла Поликарповича Юрьева, саамского фолькло­ риста, в сохранившихся записях была обнаружена сказка «Пусть ярче светят звезды». В ней говорится о том, что ког­ да-то давным-давно жили на небе Звезда-лопинка и Звезда- пастух, но их разделяла небесная река. Они очень сильно любили друг друга, но не решались перейти небесную реку. Тогда олени и куропатки, видя их любовь, построили через небесную реку из своих тел мост, по которому влюбленные и прошли навстречу друг другу. И скоро все увидели, как на небе стали загораться звезды. «От кого эти звезды?» — спрашивали друг друга олени и куропатки. Оказалось, сво­ ей любовью их зажгла женщина. Она родила Звезде-пасту- ху дочку, на небе заискрилась звездочка сына, и вспыхнула новая звезда [1]. Саамы, глядя на зимнее январское небо, могли предска­ зать, будет ли урожай на ягоды. Если 1 января небо ясное, усыпанное звездами — жди лета морошкового; 2 января увидишь много звезд — вороникой запасешься. Звездой звезд у саамов считается Полярная звезда — Чуввесь тассьт, или Столб мира. Она же у манси — Звезда- Божья голова, или Полярная корона. Кеты называли — Мать звезд, или Пупок звезд и считали ее женским суще­ ством, которой в случае болезней приносили в жертву чер­ ную собаку. У эстонцев — Северный гвоздь, у ханты — Пуп неба, у эвенков — Дыра неба. В саамской мифологии понятие пупа ассоциируется с центром, что едва ли не во всех религиях и мифологиях мира чрезвычайно значимо и священно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz