Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
330 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» широт: «...знак классического лабиринта строится не абстрактно, а как конкретное отражение движения солнца и луны по северному небу, сам ла биринт имеет календарную символику, что в свою очередь является симво лом вечности циклов времени, символом вечности циклов жизни и смерти. Как и любое явление, культура лабиринтов прошла путь от зарождения до кульминационного развития и до угасания» [4, с. 23]. Русский историк Д. О. Святский в журнале «Мироведение» в начале XX века писал, что, по его мнению, ходы лабиринтов являются не чем иным, как схемой блуждания солнца в течение полярной ночи по большой спира ли, проецируемой на небесный свод. Валерий Никитич Демин в книге «Тайны русского народа» пишет, что солнечно-полярное значение лабиринтов на Севере наводит на мысль о родстве «закодированного в них смысла с топонимикой Кольского полуос трова. Коло — древнейшее доиндоевропейское и индоевропейское назва ние Солнца (одновременно Кол — одно из народных названий Полярной звезды)» [3, с. 190]. Мне кажется, мнение о том, что северные лабиринты есть не что иное, как храмы солнца и накопители энергии, заслуживает внимания. Некоторые исследователи лабиринтов придерживались версии культо вых назначений загадочных северных памятников. Титов в статье «Древ ние святилища Севера» пишет: «Лопари считали, что они строились в честь сейдов-божеств, связывали их с идолами, злыми и добрыми гениями лоп- ской земли, приписывали их сооружение историческим или полумифиче ским личностям» [7]. Интересно, что в мире сейчас известно около трехсот лабиринтов и глав ным образом в северных странах. Именовались они по-разному: «вавило нами», «девичьими плясками», «игрой Святого Петра», «Троянским зам ком», «руинами Иерусалима», «Лиссабоном», «Ниневмей», «оградой вели кана», «стенами Иерихона». Можно выделить четыре основные типа: подковообразные, круглоспиральные, почкообразные, концентрически- круговые. Причем по оценкам ученых, их начали строить почти одновре менно — около четырех тысячелетий назад, а закончили в первом тысяче летии до нашей эры. Интересна и еще одна версия, высказанная автором статьи «Ключ к вол шебству лабиринтов» Иваном Кольцовым. Он пишет, что, создавая лаби ринты, жрецы, обладающие сильной энергетикой, закладывали в рисунок мысль, «идею образования вертикального энергопотока (канал связи), на правленного в космос». И дальше он сравнивает лабиринты с храмами, куда приходили местные жители — охотники и рыболовы. Причем уточняет, что лабиринты устраивались в зонах природных энергопотоках, усиливая их. По его мнению, в рисунке лабиринта заключена охранная и информа ционная функция. Андрей Леонидович Никитин как бы усложняет мысль Кольцова на счет «канала связи». Потому как он указывает на «канал свя зи» между нашей реальностью и реальностью другого порядка, пусть даже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz