Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

328 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» пишет: «...Одни считают, что лабиринты служили ориентирами для древ­ них рыбаков при возвращении домой после морского промысла, то есть являлись как бы древними маяками... высказывалось предположение, что они устраивались в целях гадания. В случае, если человек находил правиль­ ный выход из лабиринта, его замыслу был обеспечен успех...» [2, с. 107] Краевед Леонид Васильевич Ершов высказывает свою версию предназ­ начения лабиринтов: «привязанность лабиринтов к кромке воды объясня­ ется совсем иной причиной — их ритуальным назначением. Ведь вода — это граница, разделяющая мир живых и мир мертвых» [4, с. 26]. Некоторые иследователи усматривали в них вход в подземное царство, у которого «при лунном свете танцуют эльфы и феи» [5, с. 301], считали, что это — могильные знаки над местами погребений. Физики видели в ри­ сунке лабиринтов конструкцию приемопередающей антенны широкого диа­ пазона частот, архангельский краевед-любитель предположил, что лабиринты являются составными частями большого неземного комплекса, которые не­ сли в себе календарную информацию. Андрей Никитин пишет о том, что «запутанный вход в подземный мир предназначался здесь не для животных, а для душ умерших. Поэтому так нужны были здесь изгибы и повороты, что­ бы пройдя однажды “туда”, душа не могла найти обратный путь к еще живу­ щим. Только жрецы древности, склоняясь над разверсткой в центре лаби­ ринта воображаемой бездной, могли приносить жертвы подземным богам, обращаться с призывами к ним и к душам умерших, вызывать их, общаться с ними, не выпуская их из магической спирали» [5, с. 305]. Русский писатель Лев Гумилевский в рассказе «Страна гипербореев» также связал лабиринты с культом Солнца. Якобы на Умбозере существо­ вал остров, который населяли необычные люди: «Их язык напоминает мне тот школьный латинский... В их нравах и обычаях есть многое, заставляю­ щее вспоминать не то римлян, не то египтян... здесь каждое утро собира­ ются в священную рощу потомки какого-то тысячелетнего народа славить солнце... Оно, или божество, являющееся его олицетворением, называется Аппулом, может быть это искаженное Аполлон?.. Ему оказываются вели­ чайшие почести и именно ему в жертву приносят ежегодно одного из оби­ тателей острова на жертвеннике, помещающемся в таком же каменном ла­ биринте, которых с полдюжины мы встретили на несчастном пути сюда и в которых там живут лопари...» [1, с. 247] Андрей Никитин, археолог и пи­ сатель, говорит, что лабиринты, как правило, «повторяют друг друга свои­ ми размерами и своими конструкциями» [5, с. 229], и выводит новую вер­ сию, якобы каменные лабиринты Севера ничто иное, как алтари Солнца, дарующего всему живому жизнь. И здесь напрашивается сходство с лаби­ ринтами Ловозерского горного массива. Если посмотреть внимательнее карту Ловозерских тундр, то она напоминает гигантский подковообраз­ ный лабиринт, в центре которого находится священное для саамов озеро Сейдозеро.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz