Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
325 О чем камни говорят Н. Н. Турина Археолог Владимир Яковлевич Шум кин пишет, что за последние 25 лет на Коль ском полуострове «открыто 4 месторожде ния наскальных изображений: на полуост рове Ры бачий (одно — на реке Пяйве, второе — на реке Майке), на реке Поной (Чальмны-Варрэ) и недавнее, самое круп ное, — на островах реки Умбы (оз. Канозе- ро)» [8, с. 4]. Ученые предполагали, что возле чальмны- варрской сопки во время сезонных миграций дикие олени переправлялись через реку. По- видимому, первобытные люди устраивали здесь засады и били животных на плаву или при выходе на берег, а после успешной охоты справляли празднества с ритуальными дей ствиями. Возможно, это место и было святи лищем саамов. Петроглифы Поноя создавались на про тяжении длительного времени, поэтому бо лее поздние выполнены несколько схематич но, но значительно совершеннее и разнооб разнее по тематике. Советский археолог, доктор историче ских наук Нина Николаевна Турина расска зывает, что самый выразительный рисунок, высеченный на камне, — «Сцена рождения олененка» [2, с. 97]. На нем изображена до вольно крупная фигура оленя, а под живо том — маленький, тоненький олененок. Ря дом двойной круг — символ солнца, а зна чит — жизни. Жители, узнав о петроглифах, вспомина ли, что находили кусочки сухой охры или краснозема возле камня, лежавшего около воды, куда обычно женщины приходили полоскать белье. Октябрина Владимировна писала: Изображения оленей, выбитые на камне. Чальмны-Варрэ И как будто ожил он, вздыхая, Отходя от векового сна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz