Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

О чем камни говорят Петроглифы Т~ШГ юбое новое открытие искусства палеолита, представ- / t ленного главным образом наскальными рисунками, — всегда сенсация. Первые рисунки были открыты око­ ло 130 лет назад, но только в начале нашего века они были осмыслены как относящиеся к эпохе палеолита. Это рисун­ ки, открытые в 1875 году в пещере Альтамира-Марселино де Саутуолы, в 1878-м— в пещере Шабо Широном, в 1895-м — в пещере JIa Мут во Франции — Ривьером. К крупным открытиям искусства каменного века можно отнести пеще­ ры Ляско (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), Ка- пову пещеру на южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в Западной Монголии. Наскальные рисунки (изобра­ жения, вырезанные на камнях) чаще всего встречаются в пе­ щерах, рассказывают они о жизни, быте, верованиях людей, живших многие тысячелетия назад, и называются петрогли­ фы (от греческого petros — камень, glyphe — резьба). Были обнаружены петроглифы и под открытым небом: в Норве­ гии в поселке Альта, по оценкам ученых этим петроглифам более 3000 лет, и в 1926 году Линевский открыл петроглифы в России в Карелии у реки Выг — «Бесовы следки». Петрог­ лифы Карелии выбиты примерно 3—2 тысячи лет назад. Древний художник был убежден, что, нанеся на камень ри­ сунок и проговорив определенное заклинание, он способен в дальнейшем влиять на окружающую среду. Научное опре­ деление таким действиям древнего человека — анимизм, т. е. вера в существование души у предметов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz