Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
322 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Сейт В начале XXI века можно с уверенностью сказать, что интерес к саам ским сейтам у людей не угас, а, наоборот, возрос. Скорей всего, это проис ходит потому, что люди стараются сохранить легенды о них, чтобы затем передать их своим «компьютерным» детям, которые тоже нуждаются в сказ ке. Более подробно о легендах о сейте на Нюдо-реке, Чамч-Кинтче, сейт- нуххьте, Пиест-Киедике, сейте на Выдозере, сейте на Соппт-озере, сейте на Качкелим озере, сейте на Нотозере, а также о легендах «Остров Колос- оло», «Челм Этьне», «Коанньт кеддьк Коньтич Этьке» и «Нойд Вуке» мож но найти у О. Комарецкой [5]. В саамских топонимах слово «сейт» встречается очень часто. По гео графическому словарю 1939 года имеется 36 наименований. Это и река Сей- да, горы Сейда и Сейдвыд-тундра, возвышенности: Сейдсуоляуренч и Сей- дуайвенч, наволоки: Сейд-Кихкер, Сейднярк и шесть озер с одинаковым звучанием Сейдозеро, в системах рек Колвица и Вити, в южной части Ум- бозера и в Ловозерских тундрах, у Белой губы озера Имандра и сток в реку Ёна. Много названий «сейт» по берегам озера Имандра, немало их и в цен тре Кольского полуострова. И нередко саамы называли свои озера святы ми, не из-за названия со словом «сейт», а оттого, что эти озера были полно водными и рыбными, а это для саамов было жизненно важным фактором. Где есть рыба, там есть жизнь. Автор статьи «О культовых местах саамов в Карелии» И. С. Манюхин пишет, что три камня на берегу озера Сейдозера считаются окаменевшими колдуньями, матерью с двумя дочерьми. На западном берегу озера Умбозе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz